Почему многие страны Запада сегодня хотят переписать историю Второй мировой? Потому что помнят, на чьей стороне они воевали. |
В конце сентября 2008 года в Петербург из Осло прилетели три норвежца. Их целью был поиск следов пребывания в конце 1943-го начале 1944-го года норвежского полка «Норвегия». Воевал он у Ораниенбаумского плацдарма. Центральной фигурой в группе являлся 83-летний ветеран войны Ён Зандстад, бывший пехотинец этого полка. Сопровождали его два музейных работника: Харри Эллингсен – директор музея в Буде, столице провинции Нурлаан, историк и автор книги по норвежскому средневековью, а также Фруде Петерсен - работник администрации провинции Нурланн. Норвежцы попросили меня помочь в качестве сопровождающего лица, водителя и переводчика. Изъяснялись мы на немецком языке, поскольку они им более-менее владеют, хотя лучше знают английский, и совсем без затруднений говорят по-датски и по-шведски. |
Началось все с Ковальчука. Фамилия эта в России известна многим. В данном случае я имею в виду старшего Ковальчука – Валентина Михайловича, доктора исторических наук, одного из главных знатоков блокады Ленинграда. Если бы не он, тема искажений в «Военном дневнике» немецкого генерала Гальдера, наверное, никогда бы не всплыла. Однажды я поделился с Валентином Михайловичем сомнениями в правильности перевода на русский язык дневниковых записей начальника генерального штаба сухопутных войск Германии Франца Гальдера. К тому времени прочитал довольно много документов со стороны бывшего противника, сравнивал их с советскими источниками и все больше убеждался в том, что имеются разночтения. Если раньше искажения я относил на счет противника, приравнивая их к пропаганде Геббельса, то теперь стал задаваться вопросом, а нет ли неточностей в материалах с советской стороны. Требовалось каким-то образом сравнить источники. |
Чем дальше от нас уходят времена Великой Отечественной войны, тем больше мифов и небылиц наслаивается вокруг событий той великой эпохи поражений и побед, предательства и подвига, отчаяния и радости... Возможно, правы те, кто говорят, что войны не кончаются никогда, а просто видоизменяются. Информационные битвы наших дней вынуждают признать обоснованность такой точки зрения. Мы видим, как ложью и полуправдой пытаются исказить картину прошлого, как с помощью манипуляционных технологий пытаются сформировать иную историческую реальность. Казалось бы, давно открыты архивы, источники информации доступны всем, но нет, по-прежнему ради сомнительных политических целей на стол выкладываются засаленные карты, используются заезженные пропагандистские штампы. Один из главных козырей у тех, кто пытается свести народный подвиг во время войны к пресловутому «заваливанию трупами», - это поминаемые ни к селу ни к городу так называемые «зверства заградотрядов», ну а заодно и «кровавый» Приказ 227. Попробуем разобраться, насколько соответствуют правде и логике истории такие высказывания и идейные построения...
|
Вторая мировая война нанесла огромный ущерб культурному наследию Европы. Бесчисленное множество архитектурных памятников было уничтожено или серьёзно повреждено, многие старинные города почти полностью утратили свой исторический облик. Жертвами войны стали и европейские музеи. Одни погибли под бомбами, другие были разграблены оккупантами; судьба немалой части музейных сокровищ до сих пор остаётся неизвестной. Пожалуй, самым знаменитым музеем из числа тех, что затронула война, является знаменитая Дрезденская галерея.
Алексей Гриц кандидат искусствоведения, зав. сектором Свода памятников Государственного института искусствознания |
Великая Отечественная война 1941-1945 гг., как составная часть Второй мировой войны, может быть правильно понята только в контексте более чем тысячелетней истории России. Вся история нашей страны – это история войн, больших и малых, когда русскому народу приходилось защищать себя и другие народы России от завоевателей, которые нападали с севера и юга, запада и востока. Начиная с XIII века, Россия была вынуждена отражать агрессию с Запада. Борьба не всегда принимала форму вооруженного противостояния, но всегда шло противодействие на духовном уровне, как противоборство римско-католической экспансии на восток. В их череде борьба с Тевтонским орденом, с Речью Посполитой, Наполеоном. Нападение гитлеровской Германии в 1941 году было воспринято нашим народом, в том числе и белой эмиграцией, как продолжение этих усилий, которые на протяжении многих веков предпринимал Запад для покорения славян, для сокрушения Православия, для установления своего господства. И если в предыдущие войны наш народ сражался «За Веру, Царя и Отечество», то и в Великой Отечественной войне, если отбросить советские лозунги, боролся по сути за те же идеи. А.И.Гончаров |
Великая Отечественная война 1941-1945 гг., как составная часть Второй мировой войны, может быть правильно понята только в контексте более чем тысячелетней истории России. Вся история нашей страны – это история войн, больших и малых, когда русскому народу приходилось защищать себя и другие народы России от завоевателей, которые нападали с севера и юга, запада и востока. Начиная с XIII века, Россия была вынуждена отражать агрессию с Запада. Борьба не всегда принимала форму вооруженного противостояния, но всегда шло противодействие на духовном уровне, как противоборство римско-католической экспансии на восток. В их череде борьба с Тевтонским орденом, с Речью Посполитой, Наполеоном. Нападение гитлеровской Германии в 1941 году было воспринято нашим народом, в том числе и белой эмиграцией, как продолжение этих усилий, которые на протяжении многих веков предпринимал Запад для покорения славян, для сокрушения Православия, для установления своего господства. И если в предыдущие войны наш народ сражался «За Веру, Царя и Отечество», то и в Великой Отечественной войне, если отбросить советские лозунги, боролся по сути за те же идеи. А.И.Гончаров |
Великая Отечественная война 1941-1945 гг., как составная часть Второй мировой войны, может быть правильно понята только в контексте более чем тысячелетней истории России. Вся история нашей страны – это история войн, больших и малых, когда русскому народу приходилось защищать себя и другие народы России от завоевателей, которые нападали с севера и юга, запада и востока. Начиная с XIII века, Россия была вынуждена отражать агрессию с Запада. Борьба не всегда принимала форму вооруженного противостояния, но всегда шло противодействие на духовном уровне, как противоборство римско-католической экспансии на восток. В их череде борьба с Тевтонским орденом, с Речью Посполитой, Наполеоном. Нападение гитлеровской Германии в 1941 году было воспринято нашим народом, в том числе и белой эмиграцией, как продолжение этих усилий, которые на протяжении многих веков предпринимал Запад для покорения славян, для сокрушения Православия, для установления своего господства. И если в предыдущие войны наш народ сражался «За Веру, Царя и Отечество», то и в Великой Отечественной войне, если отбросить советские лозунги, боролся по сути за те же идеи. А.И.Гончаров
|
Великая Отечественная война 1941-1945 гг., как составная часть Второй мировой войны, может быть правильно понята только в контексте более чем тысячелетней истории России. Вся история нашей страны – это история войн, больших и малых, когда русскому народу приходилось защищать себя и другие народы России от завоевателей, которые нападали с севера и юга, запада и востока. Начиная с XIII века, Россия была вынуждена отражать агрессию с Запада. Борьба не всегда принимала форму вооруженного противостояния, но всегда шло противодействие на духовном уровне, как противоборство римско-католической экспансии на восток. В их череде борьба с Тевтонским орденом, с Речью Посполитой, Наполеоном. Нападение гитлеровской Германии в 1941 году было воспринято нашим народом, в том числе и белой эмиграцией, как продолжение этих усилий, которые на протяжении многих веков предпринимал Запад для покорения славян, для сокрушения Православия, для установления своего господства. И если в предыдущие войны наш народ сражался «За Веру, Царя и Отечество», то и в Великой Отечественной войне, если отбросить советские лозунги, боролся по сути за те же идеи. А.И.Гончаров |
Елена Спартаковна Сенявская доктор исторических наук, профессор Официальная позиция советского руководства в отношении к Польше в связи со вступлением наших войск на её территорию отражена в Постановлении Государственного Комитета Обороны № 6282 от 31 июля 1944 года и в директиве Генерального штаба Красной армии командующим войсками 1, 2, 3-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов от 1 августа 1944 года. В этих документах, в частности, говорилось, что «вступление советских войск в Польшу диктуется исключительно военной необходимостью и не преследует иных целей, кроме как сломить и ликвидировать продолжающееся сопротивление войск противника и помочь польскому народу в деле освобождения его Родины от ига немецко-фашистских оккупантов»1. Предписывалось «в районах, занятых Красной армией, советов и иных органов советской власти не создавать и советских порядков не вводить»; «исполнению религиозных обрядов не препятствовать, костёлов, церквей и молитвенных домов не трогать»; гарантировать польским гражданам охрану принадлежащей им частной собственности и личных имущественных прав2. В постановлении говорилось и о том, что советское военное командование должно «установить дружеские отношения с органами власти, которые будут созданы на освобождённой территории Польским комитетом национального освобождения», при этом «никаких других органов власти, и в том числе органов польского эмигрантского «правительства» в Лондоне,... не признавать», а их представителей «рассматривать как самозванцев» и «поступать с ними, как с авантюристами» |