Деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (ч.4)

Ново-Иерусалимский монастырь,  собор Воскресения Христова, г.Истра, 1942 г.

 

2.5. Святыни, разрушенные войной

Страшные потери и чудовищные разрушения принесла нашему Отечеству война 1941-1945 гг. В течение первых же месяцев войны многие православные святыни были превращены в груды битого кирпича. По прямому предписанию Гитлера, объявившему, что «памятники истории на Восточном фронте не имеют значения и подлежат разрушению»,[1] были уничтожены многие памятники русской культуры. Был гитлеровский приказ «сравнять Ленинград с землей», наряду с Москвой и всеми центральными городами страны.

Сильно пострадал древнейший центр Православия - Киев. В городе наряду с гражданскими сооружениями были разрушены многие церкви. Почти полностью был разрушен Успенский храм (XI в.) Киево-Печерской Лавры. От этого храма осталось лишь незначительная часть. В храме погибли древние святыни, мощи многих русских чудотворцев. Ныне Успенский собор восстановлен.

Экзарх Украины митрополит Николай (Ярушевич) писал: «Нельзя без пронизывающей все внутреннее существо скорби смотреть на груды развалин, высящихся на месте взорванной немцами Великой Лаврской церкви, или Успенского собора, созданного гением бессмертных строителей… Перед взрывом собора немцы вывезли ценности в крытых грузовиках.. Так называемая «Верхняя Лавра» разрушена немцами полностью. Кроме Успенского собора их руками ограблены и разбиты церкви: Больничная Никольская, Трапезная и все 33 монастырские корпуса».[2] Разрушению и осквернению подверглись и другие святыни этого древнего города.

В Чернигове разрушен древнейший храм св. Параскевы (конец XII в.) Пятницкого монастыря. 23 августа 1941 г. храм полностью выгорел от зажигательной бомбы, а 26 сентября 1943 г. стены храма разрушены во время воздушной бомбардировки отступающих войск неприятеля. Сохранилась лишь часть стены и один из опорных столбов. Ныне храм восстановлен в формах XII в.

В Смоленске, Полоцке были уничтожены многие храмы. Из музейного фонда государственного музея в Полоцке были украдены многие ценнейшие памятники прикладного искусства. Среди них бесследно исчез уникальный напрестольный крест прп. Ефросинии Полоцкой.

Особо жестоко разрушались памятники церковного зодчества в Новгороде. Эти земли исторически избежали многих страшных разрушительных нашествий, но их не миновали события последней войны. Осада Новгорода продолжалась 29 месяцев и была снята только 20 января 1944 г. Сильно пострадала св. София Новгородская (XI в.). Храм получил многочисленные серьезные повреждения, разрушен центральный купол. Погибла уникальная фреска Пантократора. Бесследно исчезла часть богатейшей ризницы, не вывезенная советскими властями. Среди утрат: иконы XVI в., иконостасы, резные позолоченные царское и митрополичье место, уникальное паникадило, вложенное в собор царем Борисом Годуновым. При отступлении немецкие солдаты сняли с куполов всю позолоченную медную обшивку. Из нее немецкие солдаты делали пепельницы и портсигары.

         Значительно пострадал древнейший собор Юрьева монастыря (XII в). Храм остался без кровли, золоченые медные листы с куполов были украдены. В башне собора (где находятся фрески XII в.) захватчики устроили наблюдательный пункт. В Никольском соборе на дрова разобрали нижний ярус иконостаса XVIII в. Росписи XII в. во многих местах прострелены. Храм Спаса на Нередице (XII в.) был уничтожен полностью прицельным огнем. Погибли почти все фрески XII-XIII вв. Превращен в руины храм свт. Николая на Липне (XII в.), погибли уникальные фрески. Храм востановлен в древних формах в 50-х  годах XX века. Из фрагментов собраны части фресковых композиций.

 Полностью уничтожен храм Успения Богородицы на Волотовом поле (XIV в.), погибли уникальные фрески и иконостас (XV в.). Погибли храмы (XIV в.): Спаса на Ковалеве (после войны советскими реставраторами были восстановлены фрагменты осыпавшихся фресок), Благовещения на Городище, св. Андрея на Ситке, свв. Флора и Лавра, Архангела Михаила в Сковородском монастыре. Сильно пострадали фрески Феофана Грека в храме Спаса Преображения (1374 г.) и св. Феодора Стратилата  (1361г.). Полностью разрушен Варлаамо-Хутынский монастырь.

Псков был одним из красивейших русских городов. Его красота производила сильное впечатление, даже на врагов подступавших к его стенам. «Пскова больше нет, и никогда не будет!» - заявило фашистское командование, покидая город. После ухода вражеских войск, в Пскове сохранились нетронутыми только 4 храма (причем 2 из них XV в., 2 – XVI в.). Разрушена Гдовская церковь и церковь свт. Никиты близ Пскова. Взорван храм Савинновой пустыни (XV в.) с древним иконостасом. Сильно пострадал Снетогорский монастырь, пострадали фрески 1313 г. Была взорвана колокольня-храм (XVII в.), от которой не осталось даже фундаментов. Разрушен уникальный Никольский храм (XV в.) в слободе близ Пскова. Значительная часть самых древних памятников Новгорода и Пскова была востановлена реставратарами во второй половине XX века. Некоторые памятники и ныне лежат в развалинах.

 Разрушениям подверглись многие святыни на захваченных территориях около Москвы. В Ново-Иерусалимском монастыре почти полностью разрушен уникальный собор Воскресения Христова (XVII-XVIII вв.). Уничтожено все внутреннее убранство (проект Ф. Б. Растрелли, И.И. Бланк), погибла уникальная часовня-иконостас (проект А.Л. Витберга). Уничтожено или украдено много предметов церковной старины из фондов не эвакуированного музея.

Много памятников XVIII-XIX вв. пострадало в окрестностях Ленинграда. Погиб храм в Царском селе работы архитектора М.Ф. Казакова и многое другое. Было вывезено много произведений искусства из захваченных музейных фондов. В числе вывезенных немцами бесценных произведений оказались многие православные святыни. После снятия блокады Ленинграда, митрополит Алексий (Симанский) писал: «Прекрасный Петергофский собор стоит с разобранными куполами, с которых немцы содрали золотые листы, с разбитыми стенами, зияющими окнами. Говорят, они простреливали из пистолетов иконы в Петергофском соборе. Другие церкви представляют еще более удручающее зрелище. Разбита церковь Серафимо-Дивеевского подвория, совершенно разрушена кладбищенская церковь в Старом Петергофе. Там собрались спасаться от бомбежки верующие… Теперь как памятник позорного фашистского злодейства лежит на земле огромная груда красных кирпичей, напоенных кровию русских жертв германского зверства (в храме погибло более 2 тыс. человек)».[3]

Прошло более 60 лет после окончания войны,  что-то из разрушенного было восстановлено, но многие святыни утрачены безвозвратно. Некоторые храмы доныне лежат в руинах, оставаясь живым напоминанием о той страшной войне.

 

2.6. Медаль за подвиг, медаль за труд

фронтовики после войны

Отмечая высокие заслуги православного духовенства при защите Ленинграда, 11 октября 1943 г., впервые за годы советской власти, 12 священнослужителям вручили правительственные награды – медали «За оборону Ленинграда». Среди награжденных был и митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский), который перенес вместе со своей паствой все тяготы 900-дневной блокады Ленинграда.  

награждение священника боевой медалью

Протоиерей Александр Романушко участвовал в боевых операциях партизанского отряда, ходил в разведку, был в полном смысле партизанским священником. Однажды летом 1943 года родственники убитого партизанами полицая попросили о. Александра отпеть покойника. На кладбище кроме родственников собралось много вооруженных полицаев. Отец Александр, надев на себя епитрахиль, обратился к собравшимся людям: «Братья и сестры, я понимаю большое горе матери и отца убитого, но не наших молитв и «Со святыми упокой» своею жизнью заслужил во гробе предлежащий. Он – изменник Родины и убийца невинных детей и стариков. Вместо «Вечной памяти» произнесем же «Анафема». Люди стояли, как громом пораженные. А отец Александр обратился к полицаям: «К вам, заблудшим, моя последняя просьба, искупите перед Богом и людьми свою вину и обратите свое оружие против тех, кто уничтожает наш народ, кто в могилы закапывает живых людей, а в Божиих храмах заживо сжигает верующих и священников». Многие полицаи прямо с кладбища ушли в партизанский отряд.

Примечательна судьба святителя Луки (Войно-Ясенецкого) (1877-1961). В свое время епископ Лука был известным ученым-хирургом. В 1923 году он принял сан священника, а впоследствии стал епископом Ташкентским. Когда началась Великая Отечественная война, епископ Лука отбывал ссылку в одном из отдаленных поселков Красноярского края. Один из талантливейших хирургов, доктор медицинских наук, профессор, епископ не мог оставаться в стороне и направил телеграммы в Наркомздрав, главному хирургу армии профессору Бурденко, и председателю Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинину. Опальный архипастырь просил использовать его, как практикующего хирурга, обещая после войны вернуться в ссылку. В сентябре архиерею разрешили переехать в Красноярск и назначили консультантом всех госпиталей края. Уже на следующий день после приезда он приступил к работе, проводя в операционной по 9-10 часов, делая до пяти сложнейших операций ежедневно. При этом он успевал консультировать военных хирургов, читать лекции, писать работы по медицине. За научную и практическую разработку новых хирургических методов лечения гнойных ранений епископу Луке (Войно-Ясенецкому) была присуждена Сталинская премия 1-й степени. В 1945 году епископ Ташкентский был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Премию же целиком пожертвовал на помощь детям сиротам, жертвам войны.

Будущий Патриарх Пимен (Извеков) (+1990), как и многие другие православные иерархи, неоднократно арестовывался, дважды отбывал заключение. Во время войны он был в действующей армии связистом, закончил войну в звании майора. Был награжден орденами и медалями. 

схиархимандрит Петр Кучер прошел всю войну

С началом и в ходе всей войны среди военнослужащих Красной Армии и даже в самых верхах вообще, наметился подъем религиозных настроений. Будущий маршал А.М. Василевский - выпускник Костромской духовной семинарии, сын священника из Кинешмы, по рекомендации маршала Б.М. Шапошникова, был назначен ему на замену начальником Генштаба.[4] Верующим был маршал Ф.И. Толбухин, родной брат которого служил священником в осажденном Ленинграде. Публично проявлял свои религиозные чувства и маршал Л.А. Говоров, командующий Ленинградским фронтом. О вере маршала Г.К. Жукова говорит тот факт, что всю войну он хранил в своей штабной машине образ Казанской иконы Божией Матери.

В 1944 г. в ходе наступления советских войск в Белоруссии, в районе Орши, в плен гитлеровцам попал солдат Юрий Смирнов. Они пытали его, требовали, чтобы он дал им сведения о своих войсках, которые прорвали фронт. Но солдат остался верен присяге и воинскому долгу, не выдал ничего врагу, положил душу свою за братьев своих по оружию. Гитлеровцы в припадке злобы распяли его на кресте. Подвиг Юрия Смирнова был увековечен. Ему было присвоено приказом Верховного главнокомандующего звание героя Советского Союза. Сталин проявил мудрость, когда широко оповестил армию, тружеников тыла в своем приказе об этой мученической смерти простого советского солдата.

А.И.Гончаров

Список использованной литературы

  1. Яковлев П.П. Влияние веры на военное дело в нашей и иностранных армиях. М.,1900. С.10.
  2. Шкаровский М.В.«Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве» // М., Крутицкое патриаршее подворье, 2000 г.
  3. Документ "Комиссии при президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий" от 5.1.1996.
  4. Энциклопедия «Аванта плюс»-М.1999- т.5-с.678
  5. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в 1943-1957 годах. //Вопросы истории.-1995.-№ 8-с.36.

       6.   Титов В.Н. Православие. М., 1977. С.118.

  1. Вторая мировая война в воспоминаниях Уинстона Черчилля, Шарля де Голля, Корделла Хэлла, Уильяма Леги, Дуайта Эйзенхауэра.-М. 1990.-с.348
  2. Судоплатов П.А. Остаюсь единственным живым свидетелем. //Молодая гвардия. –1995.-№ 5.-с.40
  3. Кнышевский  П.Н. Истоки тотального шпионажа// Государственная безопасность и демократия.-1993.-№ 2.-с.45. 
  4. Якунин В.Н. Международная деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны //Дипломатический вестник.-2002.-№ 10-с.170.

11.  Под редакцией С.Фомина «Россия перед вторым пришествием», с. 297

12.  Немецкие зверства в Старом Петергофе близ Ленинграда//ЖМП. 1943. №2.С.40-41.

13. Шкаровский М.В. «В огне войны: Русская Православная Церковь в 1941-45 годах (по  материалам Ленинградской епархии). //Русское прошлое: историко-документаль-ный  альманах.-кн.5-СПб.: Lоgos, 1994.-с.260.

14. «Преподобный Серафим Вырицкий. Акафист и житие» // Братство святителя Алексия  2002 г.,с.49

15. Сообщения из епархий // Журнал Московской Патриархии. 1943. № 2. С.30.

16. Голубев В. С. Танковая колонна. Рукопись по материалам ЦАМО РФ.

17. Письмо с фронта // Журнал Московской Патриархии. 1944. № 8. С. 35.

18. Яковлева Н.С. Третий рейх и Православная Церковь // Наука и религия. № 5. 1995. С. 25.

19. И.Изборцев Я помолюсь за вас- Сатисъ-СПб.-с.20-21

20. Алексеев В.Н., Ставру Ф.Г. Русская Православная Церковь на оккупированной немцами  территории // Русское Возрождение. 1981. N 13. СС.91-92.

21. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995. С.216.

22. Памятники искусства разрушенные немецкими захватчиками в СССР.  М.Л., 1948 г.

23. Якунин В.Н. За веру и отечество. Самара 1995 г., с. 8.

 

[1] Памятники искусства разрушенные немецкими захватчиками в СССР.  М.Л. , 1948 г.

[2] Якунин В.Н. За веру и отечество. Самара 1995 г., с. 8.

[3] Якунин В.Н. За веру и отечество. Самара 1995 г., с.9.

[4] Под редакцией С.Фомина, «Россия перед вторым  пришествием», с.299

 

Категория: Статьи 2020 г. | Добавил: sgonchar (20.03.2021)
Просмотров: 651
Всего комментариев: 0
avatar
close