23:36
Соловецкий юнга союзного значения

Н.В. Кравчук, Соловецкие острова, 26 июля 2012 г. 

1 февраля 2021 г. исполнилось 90 лет со дня рождения президента России Б.Н.Ельцина (1991-1999). Общую оценку ельцинского лихолетья дал А.И.Солженицын в книге «Россия в обвале». У каждого гражданина России, жившего в лихие 1990-е, есть своя личная оценка правления Ельцина - одного из главных могильщиков СССР. Среди участников Великой Отечественной войны сложилось однозначное мнение по этому вопросу и история Николая Васильевича Кравчука тому подтверждение.

Мне посчастливилось много лет дружить с выпускниками Соловецкой школы юнг. Один из них – Николай Васильевич Кравчук, (11.11.1926-6.02.2021). В августе 1942 года Николай Кравчук в возрасте 15 лет добровольцем поступил в Соловецкую школу юнг (1-й набор), получил специальность корабельного электрика и был назначен на эсминец «Грозный». Николай Васильевич прослужил на Северном флоте до 11.04.1950 г. За это время он прошел все ступени матросской жизни и службы от юнги до главного старшины, командира электромоторной группы. Вместе с Н.В.Кравчуком учился, а затем и служил на одном корабле рулевой-сигнальщик Валентин Саввич Пикуль (1928-1990), ставший впоследствии известным писателем, автором многочисленных художественных произведений на историческую и военно-морскую тематику.

старшина 1-й статьи Н.В. Кравчук, 1948 г. и Н.В. Кравчук, 1972 г.

После демобилизации с ВМФ Н.В.Кравчук прошел путь от рабочего до директора. В 1972-1982 гг. он работал генеральным директором производственно-технического объединения (ПТО) «Радий», которое являлось лидером советского/российского ВПК в разработке и производстве СВЧ-твердотельных моделей для важнейших радиолокационных систем авиации, флота и ракетных комплексов.

«Литературная газета» (№49 от 1977 года) опубликовала статью «Директор глазами рабочего», посвященную Николаю Васильевичу. «Перед моими глазами – московский директор Н.В.Кравчук. Десятый год работает он директором. Большой знаток и энтузиаст той техники, которую выпускает завод. Может двое суток не выходить за проходную, спать на диване, если не решается какая-нибудь техническая задача».

В 1970-е годы на Урале в интересах ПТО «Радий» возводилось одно предприятие, стройку которого курировал Б.Н.Ельцин, возглавлявший в 1968-1975 гг. отдел строительства Свердловского обкома КПСС. По завершении строительства на приемку объекта прибыла представительная комиссия из Москвы во главе с Н.В.Кравчуком. Однако приемка застопорилась, было выявлено много строительных недостатков и как не старался Б.Н.Ельцин ему не удалось убедить Николая Васильевича подписать акт государственной приемки объекта в незавершенном виде. Тогда принципиальность Николая Васильевича Кравчука очень не понравилась главному строителю Свердловского обкома КПСС. Прошло 20 лет, Б.Н.Ельцин стал президентом России, а Н.В.Кравчук ушел на заслуженный отдых.

За особые заслуги перед государством в деле укрепления обороноспособности страны Н.В.Кравчука выдвинули на персональную пенсию (во времена СССР – пенсионер союзного значения). Увидев фамилию знакомого обидчика в пенсионном списке заслуженных граждан, представленного для утверждения, Б.Н.Ельцин собственноручно вычеркнул Н.В.Кравчука. Очень демократично и в духе нового времени.. Такими воспоминаниями поделился с ветеранами-юнгами Николай Васильевич Кравчук во время наших поездок на Соловецкие острова в 2012 г..

Николай Васильевич в последние годы тяжело болел, пока были силы активно участвовал в работе Московского совета ветеранов Соловецкой школы юнг – участников Великой Отечественной войны. 6 февраля 2021 г. Николай Васильевич ушел в последнее плавание. И хотя его лишили права на персональную пенсию, для меня он навсегда останется Соловецким юнгой союзного значения. Вечная ему память!

Справочно:

Эскадренный миноносец «Грозный» относился к проекту первого советского эсминца, заложенного в 1935 году и названного «Гневным» (проект 7). Водоизмещение 2400 тонн. Длина корпуса 113 метров, ширина 10,2 метра, осадка 4 метра. Максимальная скорость – 38 узлов. Опыт Великой Отечественной войны показал большое боевое значение кораблей этого класса, широкий диапазон выполняемых задач. Они действовали как сторожевые корабли и как легкие крейсера. Важное значение имело вооружение корабля: четыре 130 мм орудия, два 76,2 мм, четыре 37 мм автомата, четыре пулемета 12,7 мм, два трехтрубных 533 мм торпедных аппарата, два бомбомета, глубинные бомбы. Экипаж около 250 человек.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом личным составом доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 г. эсминец «Грозный» был награжден орденом Красного Знамени.

За годы войны эскадренный миноносец «Грозный» совершил 75 боевых походов, прошел более 50 тыс. миль, неоднократно участвовал в набеговых операциях, огнем поддерживал сухопутные войска, осуществил три минные постановки, выставив на подходах к горлу Белого моря 134 мины. Отконвоировал без потерь около 800 отечественных и союзных транспортов, отражая атаки вражеской авиации сбил 6 самолетов.

Эскадренный миноносец «Грозный»

А.Гончаров

Просмотров: 248 | Добавил: sgonchar
Всего комментариев: 0
avatar
close