14:06
Мы помним о Вас, товарищ адмирал!

Воспоминания об Адмирале Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецове.


       Стало уже хорошей традицией, когда накануне Дня ВМФ моряки – участники Великой Отечественной войны встречаются в школе имени адмирала Н.Г. Кузнецова (ГБОУ Школа № 1465 у Киевского вокзала), чтобы почтить память Адмирала Флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова.

Благодаря отзывчивым сотрудникам школы и, в первую очередь, директору Луцишину Артуру Васильевичу, выпускникам школы и волонтерам общественных проектов "Живой голос Победы" и "Последний солдат Второй мировой войны" состоялась очередная ветеранская встреча.  Ветераны собрались 22 июля 2023 г., накануне дня рождения Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова (24.07.1904-6.12.1974), и за неделю до Дня Военно-Морского Флота (ВМФ). По удивительному совпадению, здание средней школы № 637 имени адмирала Н.Г. Кузнецова (ныне ГБОУ Школа № 1465) было построено в 1939 году. Именно в 1939 году Народный комиссар ВМФ СССР Н.Г. Кузнецов заложил традицию отмечать День Военно-Морского Флота. Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) от 22 июня 1939 г. праздник должен был отмечаться ежегодно 24 июля.

По меркам летнего времени и почтенного возраста гостей на торжественное мероприятие собралось достаточно много ветеранов-моряков: семь участников Великой Отечественной войны (Е.П. Куропатков, С.С. Турунов, И.А. Костин, С.А. Звездов, В.Н. Харчев, Н.В. Морозов, А.М. Щелкунов) и двое жителей блокадного Ленинграда, которые связали свою жизнь с Военно-Морским Флотом (М.Б. Абрамов, Р.В. Тумченок). После торжественного построения ветеранов во дворе школы и возложения цветов к бюсту адмирала Н.Г. Кузнецова, гости переместились в школьный актовый зал, заранее подготовленный волонтерами к трапезе.

Старейшему участнику ветеранской встречи морскому инженер-полковнику КУРОПАТКОВУ Евгению Петровичу 19 июля 2023 г. исполнилось 100 лет. Он оказался на фронте в октябре 1941 года в разгар Битвы за Москву, когда сводный батальон курсантов Тульского оружейно-технического военного училища занял оборону на тульском боевом участке Московской зоны обороны. После выпуска из училища в декабре 1941 года воентехник 2-го ранга (лейтенант) Е.П. Куропатков принимал участие в обороне Сталинграда в должности помощника начальника артиллерийского снабжения 196-й стрелковой дивизии по боеприпасам 62-й армии. Дивизия была обескровлена, Евгений Петрович получил ранение. После переформирования 196-я стрелковая дивизия второго состава в январе 1943 года переброшена на оборону  Ленинграда. 28 июля 1943 г. неожиданно окончилась война для Евгения Петровича: он был направлен на учебу в Москву в Артиллерийскую академию им. Ф.Э. Дзержинского (с 1997 года – Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого).

Е.П. Куропатков участвовал в Параде Победы 24 июня 1945 г. на Красной площади в составе парадного расчета Военной академии и войск Московского гарнизона. После окончания Артиллерийской академии им. Ф.Э. Дзержинского в 1948 году Е.П. Куропатков проходил службу в Управлении ракетно-артиллерийского вооружения ВМФ. После увольнения из Вооруженных сил в запас Е.П. Куропатков с 1977 по 1990 год трудился в Машиностроительном конструкторском бюро (МКБ) "Искра" им. И.И. Картукова – одном из ведущих предприятий авиакосмической промышленности в области разработки и изготовления двигательных установок, механизмов и устройств различного назначения, использующих энергию баллистических порохов и твёрдых смесевых ракетных топлив. Евгений Петрович, в частности, участвовал в приемке и подготовке производства первой советской крылатой ракеты морского базирования со сверхзвуковой скоростью полёта ПКР "Базальт", которая предназначалась для борьбы с крупными корабельными группировками, включая авианосные. С 2004 года Е.П. Куропатков является председателем Совета ветеранов 62-й (8-й гвардейской) армии Московского комитета ветеранов войны. Он регулярно выступает перед учениками подшефной московской школы № 479 им. Маршала В.И. Чуйкова и на других площадках.

Во время военной службы Евгений Петрович непосредственно не встречался с адмиралом Н.Г. Кузнецовым, но воплощал в жизнь поставленные главнокомандующим ВМФ задачи по разработке систем артиллерийского и ракетного вооружения для новых проектов кораблей. В течение 75 лет Евгений Петрович неразрывно связан с Флотом и предприятиями ВПК, пользуется заслуженным авторитетом у руководства МКБ "Искра" и командования ВМФ.

Вторым по возрасту (98 лет) оказался заслуженный деятель оборонной промышленности СССР, лауреат Ленинской премии, фронтовик – адмирал ТУРУНОВ Свет Саввич, 1925 г.р. В декабре 1942 года С.С. Турунов был призван в армию и направлен в 3-е Ленинградское артиллерийское училище, эвакуированное в Кострому, которое окончил в начале 1944 года и получил назначение на Ленинградский фронт в 7-ю корпусную артиллерийскую бригаду. По окончании боевых действий под Ленинградом его 180-я тяжёлая гаубичная артиллерийская бригада в составе 24-й артиллерийской дивизии прорыва Резерва Верховного главнокомандования в феврале 1945 года была направлена в состав 4-го Украинского фронта. Участвовал в освобождении Польши и Чехословакии. 24 марта 1945 г. при освобождении города Зарау в Верхней Силезии (ныне г. Жоры, Польша) был тяжело ранен в обе ноги и грудь. После длительного лечения в госпиталях поступил в Высшее Военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского. По окончании училища С.С. Турунов служил командиром БЧ-5 на надводных кораблях Краснознамённого Балтийского флота. Боевая часть №5 (БЧ-5) – подразделение экипажа корабля, в ведении которого сосредоточены технические средства главной энергетической установки, электроэнергетической системы, вспомогательных механизмов, а также средств борьбы за живучесть корабля.

Опытного корабельного механика и инженера приметило командование и назначило С.С. Турунова военпредом на Обуховский машиностроительный завод в Ленинграде, затем он работал в судостроительном конструкторском бюро. В 1951-1958 гг. принимал участие в проектировании кораблей и судов, атомных подводных лодок и атомного ледокола "Ленин" в организациях судостроительной промышленности СССР. В 1958-1976 гг. работал в Отделе оборонной промышленности ЦК КПСС. В 1976-1991 гг. – помощник трех министров обороны СССР (Устинова Д.Ф., Соколова С.Л., Язова Д.Т.). 3 февраля 1984 г. ему присвоено очередное воинское звание адмирал.

За годы военной службы Свет Саввич непосредственно трижды встречался с адмиралом Н.Г. Кузнецовым. Первый раз – в 1948 году, во время несения дежурства помощником дежурного по Высшему Военно-морскому инженерному училищу, С.С. Турунов докладывал о ходе дежурства неожиданно прибывшему в училище начальнику Управления военно-морских учебных заведений адмиралу Н.Г. Кузнецову. После принятия рапорта между адмиралом Н.Г. Кузнецовым и С.С. Туруновым состоялся такой диалог:

Н.Г. Кузнецов: «А что ты здесь делаешь?

С.С. Турунов: Я слушатель училища, учусь уже на 3-м курсе.

Н.Г. Кузнецов:  А кто ты по образованию? Почему ты сюда попал?

С.С. Турунов: Я вообще артиллерист.

Н.Г. Кузнецов: Так что ж ты не пошел в училище имени Фрунзе?! Был бы морским артиллеристом, а ты пошел в инженеры.

С.С. Турунов: Вы знаете, меня все время тянуло на инженерную полосу».

Вторая встреча произошла в 1953 году. С.С. Турунов вспоминает: «В это время Правительство СССР приняло решение об оказании помощи Китаю в восстановлении и развитии ВМС КНР. Решено было направить правительственную комиссию для изучения состояния судостроительной промышленности КНР и китайского Флота. Я, тогда в звании капитан-лейтенанта, работал в СудПроме (Судостроительная промышленность СССР), министром был Вячеслав Александрович Малышев. Меня назначили заместителем председателя правительственной комиссии, а мне было всего 28 лет. Подписывать решение о создании этой комиссии я прибыл к адмиралу Н.Г. Кузнецову.

Н.Г. Кузнецов просмотрел списочный состав комиссии и говорит: Председатель комиссии – Михайлов, этого я знаю, а заместитель кто?

С.С. Турунов: Турунов.

Н.Г. Кузнецов: А это кто?

С.С. Турунов: Это я (я был всего капитан-лейтенант).

Н.Г. Кузнецов: Как, кто ты?!!

С.С. Турунов: Я уже третий год работаю в Министерстве судостроительной промышленности, сначала в конструкторском бюро, теперь в аппарате.

Н.Г. Кузнецов: Слушай, так у тебя членами комиссии являются два капитана 1 ранга, один полковник. Как ты с ними, капитан-лейтенант, управляться будешь?!

С.С. Турунов: Как будет, так и будет.

Тем не менее, Николай Герасимович подписал этот документ без изменений. Правительственное решение вышло, мы на полгода убыли в командировку в Китай. Я там встречал новый год с 1953 на 1954. Вернулись и я докладывал ему о проделанной работе».

Третья встреча случилась в 1959 году.  С.С. Турунов вспоминает: «Когда в 1959 году я работал в аппарате ЦК КПСС по вопросам оборонной промышленности, у меня открылись старые фронтовые раны, мне сделали хирургическую операцию и отправили в санаторий. Два дня я сидел в столовой за столиком один. Вдруг приходят и садятся за мой столик мужчина с женщиной и разговаривают не на нашем языке. Я уже заканчивал есть, пожелал им приятного аппетита и ушел. На второй день ситуация повторилась. На третий или четвертый день мужчина пришел один. Я ему говорю: «Бонжур (Bonjour), месье». А он: «Почему бонжур? Здравствуй! Ты что, меня не узнаешь?» Я ему говорю: «Нет». А он: «Посмотри внимательнее». Приглядевшись, я узнал в мужчине Николая Герасимовича Кузнецова. Он мне сказал, что можно обсуждать любые темы, кроме служебных. Мы провели вместе десять дней».

Следует сказать, что адмирал Н.Г. Кузнецов был незаслуженно обвинен в трагедии линкора "Новороссийск", в результате которой 29 октября 1955 г. погибло 617 моряков. К моменту подрыва корабля главнокомандующий ВМФ пять месяцев находился в отпуске по болезни (инфаркт), тем не менее, Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев снял его с должности, понизил в звании до вице-адмирала и отправил в отставку.

Старший матрос КОСТИН Иван Алексеевич, 1927 г.р. Служил в ВМФ в 1944-1951 гг.: сначала гидроакустиком на подводной лодке "М-115" ("Малютка"), 2-я бригада подводных лодок Тихоокеанского флота, а затем в специальной команде по сопровождению поставок вооружения и военной техники из США в СССР по программе Ленд-лиза (Тихоокеанский маршрут обеспечивал около половины поставок по Ленд-лизу).

В 1941-1944 гг. корабли береговой охраны и ВМС Японии 178 раз задерживали советские торговые суда на сроки от нескольких часов до нескольких месяцев. Неподалеку от маршрутов советских судов разыгрывались морские сражения, патрулировали подводные лодки враждующих стран. По данным справочника "Суда Министерства морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг." (М., 1989), в бассейне Тихого океана и прилегающих морей погибли 23 советских судна. Девять из них были выброшены штормами на скалы, раздавлены льдами, подорвались на минах и т.п.,  семь судов – уничтожили японцы,  шесть советских транспортных судов и одно рыбацкое отправили на дно американские субмарины.

Капитан-лейтенант ЗВЕЗДОВ Станислав Александрович, 1928 г.р.  Приписав себе один год, был направлен в военкомате на Флот. 30 ноября 1944 г. его зачислили в Краснознаменный учебный отряд подводного плавания им. С.М. Кирова на отделение гидроакустики. После десятимесячной подготовки С.Звездова направили в бригаду подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота на войсковую стажировку. Краснофлотец С. Звездов с октября 1945 по февраль 1946 года служил гидроакустиком в экипаже знаменитой подлодки С-13, которой командовал капитан 3 ранга Маринеско Александр Иванович, потопивший плавказарму 2-й учебной дивизии подводных лодок ВМС Германии – лайнер "Вильгельм Густлофф". После окончания срочной службы С.А. Звездов обучался во 2-м Балтийском Военно-морском училище в г. Калининграде.

Старшина 2-й статьи ХАРЧЕВ Виктор Николаевич, 1928 г.р., выпускник Соловецкой школы юнг ВМФ, 2-й набор. В сентябре 1944 года, окончив школу юнг с отличием, юнга В. Харчев воспользовался своим правом отличника и выбрал для дальнейшей службы Северный флот. Его распределили рулевым на лидер эскадренных миноносцев "Баку". Вместе с экипажем участвовал в Петсамо-Киркенесской наступательной операции и освобождал Советское Заполярье и Северную Норвегию от немецко-фашистских захватчиков. По его воспоминаниям, в конце июня 1946 года адмирал флота Н.Г. Кузнецов прибыл на учения эскадры, проходившие в Белом море, выбрал эсминец "Баку" в качестве флагманского корабля и в течение недели находился на борту "Баку". В эти дни Н.Г. Кузнецов дважды подымался в ходовую рубку эсминца, когда В. Харчев исполнял обязанности вахтенного рулевого. Замечаний не было. За образцовое выполнение своих служебных обязанностей командир лидера эскадренных миноносцев "Баку" капитан 2 ранга Гончар Павел Максимович получил очередное воинское звание и назначен на вышестоящую должность на Краснознамённый Балтийский флот, а рулевой Харчев Виктор Николаевич получил досрочный отпуск сроком на 35 суток, включая дорогу, и 12 июля убыл в Москву к маме.

Старшина 2-й статьи МОРОЗОВ Николай Васильевич, 1928 г.р., выпускник Соловецкой школы юнг ВМФ, 3-й набор. В 1945-1947 гг. служил боцманом на торпедном катере в дивизионе торпедных катеров Черноморского флота, который базировался в Балаклаве. Командиром его катера был известный офицер-катерник Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант Лях Борис Митрофанович, который отличился в должности командира катера "МО-429", 2-й гвардейский дивизион малых охотников за подводными лодками, бригада малых охотников Северного флота.

Старший матрос ЩЕЛКУНОВ Анатолий Михайлович, 1928 г.р., выпускник Соловецкой школы юнг ВМФ, 3-й набор. В 1945-1951 гг. служил радистом на мониторе "Активный" (канонерская лодка), Краснознамённая Амурская военная флотилия. С его слов, адмирал флота Н.Г. Кузнецов в ходе организации взаимодействия сил Тихоокеанского флота и Амурской военной флотилии с частями Красной Армии в войне с Японией посещал монитор "Активный" летом 1945 года.

Контр-адмирал АБРАМОВ Михаил Борисович, 1931 г.р., в годы войны – житель блокадного Ленинграда. В 1950 году окончил Ленинградское Военно-морское подготовительное училище, а в 1954 году – 1-е Высшее Военно-морское училище подводного плавания по специальности штурман-подводник.  Служил командиром подводных лодок "М-282", "С-333", "С-390". В 1969-1972 гг. –  1-й заместитель командира дивизии – начальник штаба 26-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота. В 1972-1975 гг. – заместитель начальника штаба Тихоокеанского флота по боевому управлению – оперативный дежурный флота.

Капитан 1 ранга ТУМЧЕНОК Рудольф Владиславович, 1938 г.р., в годы войны – житель блокадного Ленинграда. В 1961 году окончил Высшее Военно-морское инженерное ордена Ленина училище им. Ф.Э. Дзержинского. Посвятил всю свою жизнь службе Родине.

От всей души благодарю фронтовиков и ветеранов военной службы за интересные воспоминания о службе на Флоте, о встречах с адмиралом Н.Г. Кузнецовым и активное участие в торжественном вечере, сотрудников ГБОУ Школа № 1465 и волонтеров общественных проектов "Живой голос Победы" и "Последний солдат Второй мировой войны" – за отлично организованный праздник, а моего товарища А.М. Малыгина, баяниста Государственного академического русского народного хора имени М.Е. Пятницкого – за прекрасное музыкальное сопровождение мероприятия.

Справочно:

Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов (24.07.1904-6.12.1974)

Николай Герасимович Кузнецов советский военно-морской деятель, Адмирал Флота Советского Союза (1955), Герой Советского Союза (1945) родился (11) 24 июля 1904 г. в д. Медведки Вологодской губернии (современный Котласский район Архангельской области). В его жизни были головокружительные взлеты и трагические падения, но он всякий раз держал удар. Николая Герасимовича всегда отличала горячая любовь к Родине и преданность Военно-Морскому флоту.

В годы Гражданской войны 15-летний Николай Кузнецов, приписав себе 2 года, добровольцем вступил в Северо-Двинскую речную флотилию и принимал участие в боях с интервентами и белогвардейцами.

В 29 лет Н.Г. Кузнецов был назначен командиром крейсера «Червона Украина», где довёл до совершенства систему боевой готовности одиночного корабля. В тридцать один – вывел свой корабль на первое место в ВМФ СССР и стал самым молодым капитаном 1-го ранга.

В 1936-1937 гг. Н.Г. Кузнецов принимал участие в Гражданской войне в Испании, будучи военно-морским атташе и главным военно-морским советником при Республиканском правительстве. Участвовал в подготовке и проведении боевых операций республиканского флота, обеспечивал приём транспортов из СССР. За службу в Испании награждён орденами Ленина и Красного Знамени.

В 1939 году, в возрасте 34 лет, капитан 1 ранга Н.Г. Кузнецов был назначен Народным комиссаром ВМФ, став самым молодым наркомом в Советском Союзе.

День Военно-Морского Флота был установлен по предложению Народного комиссара ВМФ СССР Н.Г. Кузнецова. Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКПб от 22 июня 1939 г. праздник должен был отмечаться ежегодно 24 июля. Однако 1 октября 1980 г. эта праздничная дата была перенесена на последнее воскресенье июля.

В первый день Великой Отечественной войны советский ВМФ не потерял ни одного корабля, благодаря своевременным и решительным организационным действиям Наркома ВМФ, который в ночь на 22 июня 1941 г. отдал приказ о приведении сил Флота в полную боевую готовность, что позволило избежать потерь кораблей и самолетов военно-морской авиации.

Приказом наркома ВМФ от 11 августа 1941 г. при разведотделе  Балтийского флота было создано первое водолазное специальное подразделение – рота особого назначения (боевые пловцы). Бойцы этого подразделения смогли предотвратить атаку против блокадного Ленинграда со стороны рек и каналов, выиграв «дуэль» против переброшенных на помощь гитлеровцам боевых пловцов из Италии. Ими была уничтожена база итало-фашистских катеров флотилии Decima Flottiglia MAS в районе Стрельны.

25 мая 1942 г. Нарком ВМФ СССР адмирал Н.Г. Кузнецов подписал приказ о создании школы юнг ВМФ на Соловецких островах. В приказе говорилось, что Школа создаётся «в целях создания кадров будущих специалистов флота высокой квалификации, требующих длительного обучения…». В трех военных наборах (1943-1945), на которые добровольно пришли 15-16-летние юноши, Соловецкая школа юнг подготовила 4111 радистов, рулевых, боцманов, мотористов и электриков. Более 1000 юнг погибло в боях за Родину. После окончания Великой Отечественной войны юнги не остались незамеченными в мирной жизни. Многие юнги связали свою дальнейшую жизнь с Флотом и военно-промышленным комплексом. Выпускником Соловецкой школы юнг был и известный писатель Валентин Пикуль. Его повесть «Мальчики с бантиками» посвящена этой странице его биографии. Народный артист СССР и лауреат Государственной премии, оперный певец Борис Штоколов и киноактёр Виталий Леонов тоже получили путевку в жизнь на Соловецких островах.

После 9 мая 1945 г. Адмирал флота Н.Г. Кузнецов отправился на Дальний Восток для организации взаимодействия сил Тихоокеанского флота и Амурской военной флотилии с частями Красной Армии в войне с Японией. 14 сентября 1945 г. Николаю Герасимовичу Кузнецову было присвоено звание Героя Советского Союза. После войны Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами СССР И.В. Сталин отверг разработанную под руководством Н.Г. Кузнецова десятилетнюю программу военного судостроения, как дорогостоящую. В связи со сфабрикованными обвинениями по «Делу адмиралов», которые без разрешения Правительства СССР передали Великобритании документацию на авиационную торпеду 45-36АВ-А (торпеда авиационная высотного торпедометания Алфёрова) в обмен на образец британского специального трала «ЛАЛ» против электромагнитных мин. В связи с этим в 1948 году Н.Г. Кузнецова сняли с должности главнокомандующего ВМФ, разжаловали в контр-адмиралы и отправили на Дальний Восток командующим Тихоокеанским флотом.

В июле 1951 года И.В. Сталин неожиданно вернул Н.Г. Кузнецова в Москву и назначил военно-морским министром СССР. Под его руководством началось технологическое перевооружение Флота, сделаны новые проекты кораблей, в частности, авианосцев, и подводных лодок. После смерти И.В. Сталина с новым руководителем партии и страны Н.С. Хрущевым отношения у Н.Г. Кузнецова не сложились.

Главнокомандующий ВМФ Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов был незаслуженно обвинен в трагедии линкора «Новороссийск», в результате которой 29 октября 1955 г. от внешнего взрыва на севастопольском рейде погибло 617 моряков. К моменту подрыва корабля главнокомандующий ВМФ пять месяцев находился в отпуске по болезни (инфаркт), тем не менее, Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев снял его с должности, понизил в звании до вице-адмирала и отправил в отставку. Находясь в отставке, Н.Г. Кузнецов написал две книги «Накануне» и «Курсом к Победе», вторая книга вышла в свет уже после его смерти. Вице-адмирал Н.Г. Кузнецов скончался 6 декабря 1974 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

За годы службы Н.Г. Кузнецов был дважды контр-адмиралом, трижды – вице-адмиралом и дважды – адмиралом и Адмиралом Флота. Звание Адмирала Флота Советского Союза, присвоенное Н.Г. Кузнецову 3 марта 1955 г., вернули в 1988 году. В СССР этого высокого звания были удостоены всего три флотоводца: Н.Г. Кузнецов, И.С. Исаков и С.Г. Горшков.

Именем Николая Герасимовича Кузнецова названы крупнейший корабль российского Военно-морского флота – тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», Военно-морская академия в г. Санкт-Петербург, московская школа ГБОУ № 1465 и ГБОУ дополнительного образования г. Севастополя «Севастопольская детская морская флотилия».

23.07.2023 г.                                                                                                      подполковник запаса А.И. Гончаров

Просмотров: 868 | Добавил: sgonchar
Всего комментариев: 0
avatar
close