Джеффри Харрис Август Веллум (Geoffrey Wellum)

     Майор авиации Джеффри Харрис Август Веллум (Geoffrey Wellum) (4.08.1921–18.07.2018) британский летчик-истребитель и писатель, участник Битвы за Британию. Родился в Уолтемстоу, Эссекс. Получил образование в школе Форест, Снеирсброок.

   В августе 1939 года, в 18-летнем возрасте, он поступил на службу в Королевские Военно-воздушные силы (ВВС). Первым самолетом, на котором он летал, был «Тайгер Мос», аэродром Десфорд в Лестершире. После успешного завершения курса он пересел на истребителе североамериканского производства «Гарвард», аэродром ВВС Little Rissington в Глостешире.

    В мае 1940 года он был назначен в 92-ю эскадрилью, имевших на вооружении истребители «Спитфайре». Принимал участие в широкомасштабных боевых действиях во время воздушной Битвы за Британию. Его первым командиром был Роджер Бушелл (впоследствии увековеченный в книге «Великий побег»).

    На счету Веллум самолеты противника: «Хейнкель» ХЕ-111, сбитый 11 сентября, и «Юнкерс» Ju-88, сбитый 27 сентября 1940 года; два (и один общий) «Мессершмитт» Bf-109s были заявлены как «поврежденные» в ноябре 1940 года, и один Bf-109, сбитый 9 июля 1941 года над Францией.

    5 августа 1941 года лейтенант Джеффри Веллум, офицер 92-й эскадрильи Королевских ВВС, был награжден Военно-воздушным крестом "За выдающиеся лётные заслуги" – за отвагу, проявленную в воздушных операциях против врага.

    В феврале 1942 года он был переведен в 65-ю эскадрилью, базирующуюся в Дебдене, а в марте 1942 года назначен руководителем полетов. 11 августа 1942 года Веллум возглавил группу их восьми «Спитфайров», взлетевших с авианосца HMS «Furious», которые были приданы 145-й эскадрилье, чтобы усилить авиационную группировку на аэродроме Лука (о.Мальта) для прикрытия острова с воздуха.

     Веллум вернулся с Мальты в Великобританию в 1943 году, и стал летчиком-испытателем истребителя «Хо́укер Тайфун» (Hawker Typhoon), разрабатываемого компанией Gloster Aircraft.

     Веллум закончил войну инструктором, специалистом по вооружению, и продолжил службу в составе 192-й эскадрильи Королевских ВВС в Западной Германии. Он женился на своей подруге военных времен Грейс, у них родилось трое детей.

     Веллум уволился с военной службы в 1960 году и занялся семейным бизнесом.

    В середине 1980-х годов после ликвидации семейного бизнеса и семейного развода Веллум вышел на пенсию, и поселился на полуострове Лизард, Корнуолл, в Маллионе. Чтобы доказать себе, что он действительно что-то добился в жизни, он взял свои фронтовые дневники и написал военные мемуары пилота «Спитфаир», которые никогда не собирался публиковать. Он являлся членом клуба Королевских ВВС.

     Писатель Джеймс Холланд, который исследовал художественный роман времен Битвы за Британию, обратился в 2000 году к Веллуму за консультацией. Веллум предоставил ему свои неопубликованные мемуары. Холланд показал рукопись своим друзьям в издательстве «Penguin Books», а в 2002 году Элео Гордон, редакционный директор «Penguin Books», предложил Веллуму заключить договор на издание мемуаров - через 20 лет после того как они были написаны. Книга «Первый свет» была опубликована издательством «Viking Books», 2002.

    Веллум внес свой вклад в создание ряда телевизионных документальные фильмов, посвященных Битве за Британию, в том числе «Спитфайр-ас», созданный RDF Media /Канал 4 (2004), "Опасные Приключения для мальчиков", выпущенный Каналом 5 (2008) и "Спитфайр: британское летное прошлое", подготовленный телеканалом BBC (сентябрь 2011).

     Накануне 70-летнего юбилея Битвы за Британию, телеканал BBC заказал съемку драмы "Первый свет", основанную на одноименной книге Веллума. Фильм был впервые показан на Би-би-си 14 сентября 2010 года.

https://en.wikipedia.org/wiki/Geoffrey_Wellum

close