Остин Бёрни

(23.03.1922-4.12.2022)

Когда удача почти иссякла. Памяти участника Северных морских конвоев Остина Бёрни (Austin Byrne)

 

10 марта 1942 г. тринадцатый морской конвой PQ-13 вышел из залива Лох-Ю, на побережье Шотландии, в Мурманск. В составе этого конвоя было и грузовое судно "Ballot" с американским экипажем. Первоначально пароход "Ballot" включили в состав конвоя PQ-12, но вскоре из-за серьезной поломки судно вернулось в порт, чтобы потом после ремонта присоединиться к следующему конвою PQ-13. Для экипажа парохода "Ballot" число 13 стало действительно несчастливым. Шестнадцать судов из конвоя PQ-12 прибыли в СССР без потерь. Пароход "Ballot" после ремонта судовых генераторов присоединился к конвою PQ-13 у берегов Исландии. По сравнению с конвоем PQ-12 это была трагическая история плавания. Измученное штормами, постоянными воздушными налетами и атаками подводных лодок судно "Ballot" получило серьезное повреждение от немецкой авиабомбы. При эвакуации шестнадцать членов экипажа смогли воспользоваться спасательной шлюпкой и затем были подобраны китобойным судном "Silja". Это маленькое судно, предназначенное для передачи в СССР по программе ленд-лиза, застряло во льдах рядом с пароходом "Induna". Американские моряки прошли по льду до парохода "Induna", который взял судно "Silja" на буксир. Предположительно, китобойное судно "Silja" вмерзло в лёд, в ночное время буксирный трос оборвался и оно навсегда исчезло в глубинах океана.

На следующий день, перед рассветом, печальная участь постигла членов экипажа "Induna": торпеда попала в пятый отсек судна, в котором находились емкости с авиационным керосином. Пароход содрогнулся от мощного взрыва и на борту начался сильный пожар. На воду спустили спасательную шлюпку, в которой поместились 34 члена экипажа. Один из американцев, спасенных ранее с парохода "Ballot", побежал к спасательной шлюпке. Над емкостями с авиационным керосином в пятом отсеке находились бухты колючей проволоки, которые разбросало взрывом по верхней палубе судна. Босоногий американец бежал по колючей проволоке сквозь пламя, чтобы добраться до судовой лодки. Его волосы и руки сильно обгорели, ступни ног кровоточили. Моряки помогли ему спуститься в шлюпку и потушили горящую куртку. Вскоре после того как спасательная шлюпка отошла от борта судна, вторая немецкая торпеда попала в пароход "Induna" и он почти мгновенно затонул.

На просторах Арктики моряки делали все возможное, чтобы непрерывно грести в восточном направлении. Морские волны постоянно обрушивались на лодку, одежда быстро обледенела, особенно страдали промокшие ноги. Один за другим моряки экипажа "Induna" становились жертвами ледяной Арктики, не выдерживая испытания холодом, ветром и голодом. Семнадцать человек скончались, пока на четвертый день плавания уцелевшие моряки не увидели на горизонте одинокую свечу Святого маяка. Вскоре лодку с людьми обнаружил советский сторожевой корабль, моряков экипажа "Induna" и одного американца подняли на борт. Самым молодым из спасенных людей оказался 17-летний моряк. Русские срезали с него обледеневшую одежду и обнаружили, что в результате сильного обморожения все кожные покровы его тела ниже пояса почернели. Он вскоре умер. Сторожевой корабль доставил выживших людей в Мурманск, где их поместили в госпиталь, в котором до войны располагалась школа.

Британский участник этой эпопеи, рассказавший мне эту историю, выжил, американский моряк – нет. Никто не знал ни его имени, ни откуда он родом. Могила неизвестного американского моряка из экипажа парохода "Ballot" находится на Старом кладбище в Мурманске.

В мае 2018 года этой историей со мной поделился британский ветеран Второй мировой войны Остин Бёрни – канонир 102-мм  пушки парохода "Induna". Он оказался в той самой шлюпке и выжил. Все эти годы Остин Бёрни хранил память о пережитом в годы войны и с глубокой симпатией отзывался о русских моряках, которые спасли ему жизнь.

Остин Бёрни с российскими участниками Великой Отечественной войны, Сев. Йоркшир, 7 мая 2018 г.

Справочно:

      Конвой PQ-13 был отправлен в СССР 10 марта 1942 г. со стратегическими грузами и военной техникой из США, Канады и Великобритании из Шотландии. В его состав входило 19 грузовых судов. Прикрытие конвоя осуществлялось несколькими группами кораблей союзников. До 30 марта большинство судов прибыли в Мурманск, последние отставшие суда пришли к 1 апреля. Всего из этого конвоя благополучно дошли 14 грузовых судов, противнику удалось потопить 5 транспортов и один корабль сопровождения.

5.12.2022       Александр Гончаров

close