Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне! (В.И. Лебедев-Кумач из песни «Только на фронте») В трудные времена музыка всегда поддерживала людей. Во время войны песня как одно из самых важных духовных орудий не только фронта, но и тыла была необходима: она поднимала боевой дух, давала силы, побуждала солдат идти в бой, заряжала энергией во имя совершения подвигов. Великий полководец Александр Васильевич Суворов, не проигравший ни одной битвы, отмечал роль музыки для армии: «Музыка удваивает, утраивает армию, с развернутыми знаменами и громогласною музыкою взял я Измаил». Именно в Великой Отечественной войне музыка становится славным и мощным оружием в борьбе против фашизма. И.Х. Баграмян, Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза, вспоминал об особо трудных 1941–1942 годах и наблюдал, как у советского народа родилось много песен, которые «были бодры и воспевали славу Родины и ненависть к врагу, мужество, отвагу, боевую дружбу все то, что помогало преодолеть военные трудности, которым не было числа...» [1] В годы Великой Отечественной войны советскими поэтами и композиторами было создано много песен, но ключевую роль играет песня «Священная война», написанная поэтом Василием Павловичем Лебедевым-Кумачом и композитором Александром Васильевичем Александровым. Стоит отметить, что для этой песни делается исключение во многих песенных сборниках: она располагается не в алфавитном порядке, а справедливо начинает книги ввиду своей значности и особого места. Стихотворение «Священная война» было опубликовано в «Известиях» уже 24 июня 1941 года, на третий день начала войны: Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой тёмною, С проклятою ордой! Музыку к стихотворению писал А.В. Александров, для которого песня есть славное и величественное оружие для армии: «Я не был никогда военным специалистом, но у меня все же оказалось могучее оружие в руках, это песня. Песня, которая так же может разить врага, как и любое оружие… «Священная война» вошла в быт армии и всего народа, как гимн мести и проклятия гитлеризму…» [2] А.В. Александров написал музыку к этому стихотворению достаточно быстро. Сын композитора в книге «Песня зовет» писал: «Отец взял газету, прочитал стихи и, забыв обо всем, уехал домой сочинять песню. К вечеру она была готова. Ночью вызвали артистов ансамбля и тут же, в репетиционной комнате, написав ноты на доске, выучили ее». [3] Ветеран ансамбля Ю. Емельянов вспоминает, как они впервые исполнили «Священную войну» на Белорусском вокзале для бойцов, уезжавших на фронт. В зале быстро соорудили помост. Там было шумно, но вскоре объявили о премьере песни, и зал затих. Емельянов говорит: «С первых же тактов мы почувствовали, что песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах волнение, слезы, и это передалось нам – исполнителям. И у нас у всех тоже слезы стояли в глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! — пели мы «Священную войну»». [4] Кроме того, исследователь военной песни А. Луковников отмечал, как «Священная война» поддерживала защитников Севастополя весной 1942 года. Они обороняли пещеру в скале, которую атаковали фашисты, но силы были неравные, их забрасывали гранатами. И неожиданно … из пещеры доносились строки: «Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой...» После взрыва пещера была завалена, однако советские солдаты держались до последнего [5]. Почему именно песня «Священная война» оказала столь сильное эмоциональное влияние и имела столь огромное мобилизующее значение как на фронте, так и в тылу? Слушая песню, солдаты могли отвлечься от мыслей о призраке смерти, который их окружает. Эта песня разжигает энтузиазм и чувство сопричастности, а также побуждает людей к исполнению долга с рвением и героизмом. Кроме того, слова песни передают исключительную важность переломного события в истории государства, становятся огромным стимулом, разжигающим дух сопротивления, и рождают ненависть к фашистам, которые хотели превратить народ в рабов: Гнилой фашистской нечисти Загоним пулю в лоб, Отродью человечества Сколотим крепкий гроб! Стоит отметить, что слова без музыки не так глубоко проникают в душу и сердца. Секрет песни «Священная война» в точном, проработанном до мелочей взаимодействии стихов и музыки. Когда исполняется песня мужским хором совместно с оркестром, то возникает эффект всей силы ярости народа, способной преодолеть любую трудность и оказать сопротивление ненавистному врагу: Пусть ярость благородная Вскипает, как волна. Действительно, в переломные моменты жизни люди пытаются найти другой язык самовыражения, далекий от ненависти, ведущий к сути человеческой души, и не находят языка выше музыки, ведь музыка – язык души. Язык музыки был дан человеку свыше, он не похож ни на какой другой, потому что говорит то, что сердце хранит для сердца. Музыка дает почувствовать смесь мыслей и чувств, которые порой незнакомы человеку, поэтому разум не понимает, как они сошлись в один момент. Музыка способна балансировать между разумом и душой. Есть такая музыка, которая заставляет народ чувствовать некое величие, и способна убедить, что вся слава достается человеку, распространившему свое величие через музыкальное произведение, которое беспрепятственно достигает сердца. И нет лучшего способа осознать, что творческие способности человека превосходят все трудности переломного момента, чем музыка к песне «Священная война». Музыка к песне «Священная война» передает общность народа в переломный момент истории. Каждая нота имеет глубокое значение. Жанр музыки представляет собой военную песню, военный марш и военный гимн. Данный жанр способен воодушевить народ и придать силы солдатам в переломный момент, а также вызвать эмоции. Ритм музыки является эпичным, энергичным, торжественным, тяжелым, точным, специально замедленным, он не похож на парадный марш, а напоминает уверенную походку полководца, способного воодушевить и поднять солдат на смертный бой. Характер музыки патриотический, сильный, могучий, точный, строгий, иногда суровый, однако в то же время способен вдохновить и растрогать слушателя, потому что доходит до самого сердца. Следовательно, в музыке сочетается грозный марш и широкая мелодичность. Композитор передает напряженность переломного момента истории, уверенность в непременной победе, воинственное воодушевление и всеобщее объединение. Мелодия музыки состоит из шестнадцати тактов и имеет кольцевую композицию. Этот прием помогает выразить всю силу, смелость, торжественность мелодии. Динамика музыки начального куплета включает меццо-форте, то есть умеренно громкое звучание и сдержанность, однако в припеве динамика переходит на форте, то есть звучание громкое, во всю силу музыкального звука, и сохраняется данный характер до конца. Таким образом, композитор усиливает динамику музыки от начала до конца для придания эпичности и сильного эмоционального воздействия на слушателя. В музыке сделаны паузы, чтобы передать силу мелодии и глубину слов. Стоит отметить, что в партитуре есть свои уловки, усиливающие влияние музыки на людей. Это особый ритм, создающий эффект марша миллионов воодушевленных бесстрашных солдат для запугивания противника, ждущего непременной мести. Таким образом песня «Священная война» есть символ подвига, который совершил народ во имя освобождения страны от фашизма. Слова песни, а также жанр, ритм, характер, мелодия, динамика музыки слились в единое целое, и в результате перед нами предстала героическая симфония, способная сплачивать народ и разить врага сильнее любого оружия. «Священная война» есть составляющее культуры и истории российского народа, эмблема единства нации в борьбе за освобождение от фашизма и независимость. После завершения Великой Отечественной войны народ не забыл и до сих пор помнит песню «Священная война». Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова на каждом выступлении исполняет величественное и эпичное произведение не только в России, но и за границей. Марш «Священная война» традиционно исполняется на Параде в честь Дня Победы. Марш открывает Парад Победы после боя курантов. Центральный военный оркестр Министерства обороны Российской Федерации начинает играть марш, а военнослужащие почетного караула выносят на Красную площадь государственный флаг Российской Федерации и знамя победы в Великой Отечественной войне. Под звуки марша диктор произносит героические слова о победе: весной 1945 года под ударами Красной Армии пала столица фашистской Германии город Берлин. В ходе боев за центр города военнослужащими 150-й Идрицкой стрелковой дивизии Егоровым и Кантария на куполе Рейхстага был водружен штурмовой флаг, ставший на все времена знаменем победы над поверженным фашизмом. Список литературы:
Валид Абилш | |
Категория: Статьи 2025 г. | Добавил: sgonchar (19.05.2025) | | |
Просмотров: 92 |
Всего комментариев: 0 | |