ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВЕТСКИХ СИЛОВЫХ СТРУКТУР ПРОТИВ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЭСТОНИИ В ПЕРИОД 1940-1953 ГГ.

БОЙЦЫ ОПЕРАТИВНОЙ ГРУППЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНТРРАЗВЕДКИ «СМЕРШ» ЛЕНИНГРАДСКОГО ФРОНТА ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ БОЕВОЙ ЗАДАЧИ

Е.Н. Панин, доктор исторических наук

                                                     В.В. Тулубец

Деятельность советских силовых структур после вхождения Эстонии в состав СССР носила многоплановый характер. Все оперативные усилия в их работе обеспечивали устойчивое социально-экономическое развитие Эстонской ССР, как политического и экономического субъекта в составе Советского Союза. В общей структуре НКВД СССР работа НКВД Эстонской ССР до войны носила в большей степени организационный характер, так как в данный период НКВД республики находился на этапе становления.

Основными направлениями деятельности НКВД Эстонской ССР в 1940–1941 гг. были: оперативная работа в целях обеспечения государственной безопасности Эстонской ССР; контрразведывательное обеспечение частей РККА и ВМФ СССР, дислоцированных в ЭССР (борьба с деятельностью иностранных разведок и, в первую очередь, с абвером); борьба против подрывной работы эстонских националистов; обеспечение безопасности наиболее важных государственных объектов, железнодорожных коммуникаций, железнодорожного оборудования и объектов железной дороги на территории ЭССР; целенаправленное ведение работы по нейтрализации агентурой работы спецслужб противника, действовавших в ЭССР; борьба с бандитизмом и нейтрализация уголовной деятельности преступных элементов в зонах оперативной ответственности республики; конвоирование осужденных к местам лишения свободы.

Силовое противодействие вооруженному националистическому подполью в ЭССР оказывал НКВД СССР, который используя оперативные методы, выявлял членов вооруженного националистического подполья, места базирования отрядов и их руководителей, проводили операции по их ликвидации. При необходимости, привлекались для этого имевшиеся в структуре НКВД СССР войска, а также подразделения Красной Армии [1].

НКВД СССР в Эстонской  ССР   в период 1940–1941 гг. свои функциональные задачи в основном выполнил: была полностью обеспечена государственная безопасность ЭССР и обеспечена безопасность местного населения; было организовано содействие местным органам советской власти в реализации социально-политических и экономических реформ в Советской Эстонии; успешно осуществлялась борьба с иностранными разведками и криминальными элементами в целях поддержания законного порядка в ЭССР; в предвоенный период эффективно проводился контроль за развитием социально-политической обстановки и ведение мониторинга за социальными процессами в Эстонской ССР.

         После освобождения Эстонии от немецких захватчиков противодействие советских силовых структур эстонскому вооруженному националистическому подпольному движению приобретает исключительно важное значение для стабилизации социально-политической обстановки в республике и в период 1944–1945 гг. стала фокусироваться на ведении борьбы с гитлеровскими разведывательными службами и эстонским националистическим подпольем, выявлении лиц,  сотрудничавших с гитлеровскими оккупантами и оказании помощи партийным, советским и хозяйственным органам Эстонской ССР в восстановлении экономики республики.

   Перед органами безопасности республики встали задачи нейтрализации эстонского националистического подполья. В тылу советских фронтов эстонские националисты начали организовывать диверсии на железнодорожных магистралях, нарушать линии связи, совершали убийства работников советской власти на местах и организовывали нападения на представителей советских органов власти [2]. Так, оперативная группа управления контрразведки «Смерш» Ленинградского фронта и отделы «Смерш» 8 и 2-й ударных армий с 13–15 сентября 1944 г. начали оперативно-розыскную работу на территории Эстонской ССР с целью нейтрализации активизации подрывной работы эстонской вооруженной националистической организации «Омакайтсе» (2-я ударная армия с 16 октября 1944 г. включена в состав 2-го Белорусского фронта). К 25 октября 1944 г. было задержано из состава этого бандформирования: командиров взводов 11 чел., командиров рот17 чел., командиров батальонов 4 чел., начальников уездных отрядов, отделов и служб 2 чел. [3].

Как показали следственные материалы, «Омакайтсе» представляла из себя эстонскую вооруженную профашистскую националистическую организацию с централизованным построением, имевшую цель всемерно, причем, вооруженным путем, обеспечить создание «самостоятельного» эстонского государства под протекторатом фашистской Германии.

Базой для воссоздания «Омакайтсе» послужили остатки распущенных в 1940 г. националистических организаций буржуазной Эстонии, ушедших в подполье в период установления в Эстонии советской власти. Руководящий состав организации, главным образом, состоял из наиболее реакционной части офицерства эстонской буржуазной армии, принадлежащих в большинстве своем к националистической организации «Кайтселиит», а частично, из лиц, проходивших службу в Красной Армии, но в силу своих антисоветских убеждений, перешедших на сторону противника в период участия в боевых действиях 8-го Эстонского стрелкового корпуса в 19421944 гг. [4].

Следует не забывать, что за время гитлеровской оккупации, которая длилась в Эстонии более трех лет, военная разведка Германии создала из местного населения развернутую агентурную сеть.  После отступления немецко-фашистских войск многие из этих лиц оставались нераскрытыми, и требовалось срочно выяснять роль, какую они играли при немецком оккупационном режиме. В этот период подрывная деятельность «Омакайтсе» заметно активизировалась, созданные ими бандформирования продолжили вести борьбу против советской власти путем диверсий и террора [5].

В 1944 г. эстонские националисты начали искать поддержку у западных стран, воюющих с Германией [6]. В этих условиях было крайне необходимо нейтрализовать любую форму сопротивления со стороны бывших гитлеровских пособников, перешедших на нелегальное положение.  Руководящий и командный состав организации «Омакайтсе», а также ее рядовые каратели продолжали скрываться в различных местах: на отдаленных от центров хуторах, в сараях, лесных массивах и т. д., причем, часть из них пытались легализоваться по фиктивным документам под вымышленными фамилиями, проникать в города для устройства в советские учреждения и предприятия, а часть стремилась попасть в Красную Армию. При этом значительная часть членов организации «Омакайтсе» с приходом в Эстонию советских войск ушла в подполье с прямым заданием от своего руководства на проведение террористической и диверсионной деятельности в тылу войск Красной Армии. В частности, в докладе начальника управления контрразведки «Смерш» Ленинградского фронта генерал-лейтенанта Быстрова была представлена информация на многих представителей руководства эстонской вооруженной националистической организации «Омакайтсе», полученная из показаний арестованных членов этой организации, материалами и официальными документами, захваченными у противника.

Следует отметить следующие мероприятия НКВД и НКГБ СССР на освобожденной от гитлеровских оккупантов территории Эстонской ССР в 1944-1945 гг.:

за период: сентябрьдекабрь 1944 г. (с момента освобождения Эстонии в сентябре 1944 г. от немецко-фашистских оккупантов до момента отчета начальника Главного управления НКВД СССР А.М. Леонтьева от 2 января 1945 г. заместителю Наркома внутренних дел СССР С.Н. Круглову) ликвидировано банд 6, участников банд 329, убито 8, арестовано 321 бандитов», изъято оружия и боеприпасов: пулеметов – 40, винтовок – 604, автоматов – 22, револьверов – 3, гранат – 2713 [7];

в начале 1945 г. НКВД Эстонской ССР было задержано около 2 тыс. чел., из которых арестовано  806 чел., легализовано 230 чел., передано в военкоматы  569 чел., в военную прокуратуру  96 чел., в органы НКГБ и ГУКР «Смерш»  47 чел. и на фильтрацию в проверочные лагеря 243 чел. [8];

28 августа 1945 г., как свидетельствует документы Управления по борьбе с бандитизмом НКВД СССР от 28 августа 1945 г. «Общие данные о поражаемости бандитами Эстонской ССР»» и «Справка по мероприятиям по борьбе с бандитами», изученные автором статьи в ГА РФ, в Эстонии действовало 67 банд, имевших в своем составе 586 членов [9].

1 октября 1945 г. на оперативном учете советских силовых структур оставалось 50 вооруженных формирований эстонских националистов, насчитывавших 486 чел., что не может не свидетельствовать о целенаправленной деятельности органов НКВД ЭССР по их нейтрализации в этот период. Для их ликвидации решено было расширить штаты Отдела по борьбе с бандитизмом НКВД Эстонской ССР, в частности, при уездных отделах НКВД иметь вместо двух оперуполномоченных по борьбе с бандитизмом – отделения по борьбе с бандитизмом численностью от 5 до 10 чел. [10]. 

После освобождения Эстонии от немецких захватчиков борьба НКВД СССР с эстонским вооруженным националистическим подпольем приобретает исключительно важное значение для стабилизации социально-политической обстановки в республике. Деятельность органов и войск НКВД СССР стала фокусироваться на следующих направлениях: ведении борьбы с гитлеровскими спецслужбами и эстонским националистическим подпольем; выявлении лиц, сотрудничавших с гитлеровскими оккупантами; оказании помощи партийным, советским и хозяйственным органам Эстонской ССР в восстановлении экономики республики.

Воссозданный на освобожденной от гитлеровских оккупантов Эстонской ССР НКВД/МВД СССР проводил активные действия по выявлению оставшейся немецкой агентуры и осуществляла открытые судебные слушания, привлекая на суды представителей местного населения. Реализация советским руководством мероприятий по расследованию преступлений немецких оккупантов, их эстонских сообщников и причиненного ими ущерба на территории Эстонии в годы оккупации в соответствии с международными договорами и обязательствами СССР.

После войны в условиях сложной социально-политической обстановки в ЭССР о НКВД/МВД СССР продолжил борьбу против эстонского вооруженного националистического подполья. В это время НКВД/МВД СССР были реализованы различные мероприятия по борьбе с националистическим бандитизмом в Эстонии с целью коренной и кардинальной перестройки форм и методов противодействия эстонским националистам, которые включали следующие особенности: значительное укрепление воинской дисциплины в истребительных батальонах НКВД Эстонской ССР, очистка истребительных батальонов от «случайных людей, создание в каждой волости, уезде и районе Эстонской ССР волостных, уездных и районных штабов по борьбе с бандитизмом с включением в их состав секретарей уездных и районных комитетов КП (б) Эстонии, представителей исполнительных комитетов, комсомольских работников, сотрудников уездных и районных органов НКВД  и НКГБ, а также командиров [11]. Разгром крупных эстонских националистических формирований в 1951–1953 гг. предопределил прекращение их нелегальной деятельности и привел к мирному урегулированию сложной социальной-политической обстановки в Советской Эстонии.

В качестве выводов целесообразно заключить следующее.

В довоенный период деятельность советских силовых структур в Эстонской ССР обеспечивала устойчивое социально-экономическое развитие республики, как политического и экономического субъекта в составе Советского Союза. После освобождения Эстонии от гитлеровских захватчиков работа советских силовых структур стала фокусироваться на ведении борьбы с гитлеровскими разведывательными службами и эстонским националистическим подпольем, выявлении лиц, сотрудничавших с гитлеровскими оккупантами и оказании помощи партийным, советским и хозяйственным органам Эстонской ССР в восстановлении экономики республики. В послевоенный период в условиях сложной социально-политической обстановки в ЭССР советские силовые структуры продолжили борьбу против эстонского вооруженного националистического подполья. Нейтрализация эстонских националистических формирований в 1951–1953 гг. предопределила прекращение их нелегальной деятельности и привела к мирному урегулированию социальной-политической обстановки в Советской Эстонии.

Список литературы

 

  1. РГАНИ. Ф. 89. Оп.18. Д.6. Л. 1-4.
  2. Анисимов И.В. История Великой Отечественной войны Советского союза 1941–1945 гг. / И.В. Анисимов – Москва: Военное издательство, 1961. С. 423.
  3. ЦА ФСБ России. Ф. 100. Оп. 11. Д. 4. Л. 75–90. 
  4. ГАРФ. Ф. 9478. Оп. 1 Д. 452. Л. 64.
  5. ГАРФ. Ф. 9478. Оп. 1. Д. 452. Л. 64.
  6. ГАРФ. Ф. 9478. Оп. 1. Д. 452. Л. 63-65.
  7. ЦА ФСБ России. Ф. 100. Оп. 11. Д. 4. Л. 75–90.
  8. ГАРФ. Ф. Р-9478. Оп. 1. Д. 493. Л. 1– 33.
  9.  ГАРФ. Ф. Р-9401. Оп. 2. Д. 102.  Л. 1–5.
  10.  ГАРФ. Ф. Р-9478. Оп. 1. Д. 450. Л. 28.8.
  11. ГАРФ. Ф. Р-9478. Оп. 1. Д. 563. Л. 134.

11.09.2025

Категория: Статьи 2025 г. | Добавил: sgonchar (12.09.2025)
Просмотров: 44
Всего комментариев: 0
avatar
close