Правда и вымысел о штрафных батальонах. Воспоминания штрафника

Долгополов Иван Герасимович

(14.12.1922 – 15.03.2019)

Меcто рождения: с.Макеевка, Черниговская обл., Украинская ССР.

Место призыва: Лосиновский РВК, Черниговская обл., УССР, 1940 г.

И.Г.Долгополов поступил в Киевское пехотное училище в 1940 г., войну начал в июне 1941 года. В декабре 1942 после окончания курсов усовершенствования командного состава пехоты Западного фронта ст.лейтенант И.Г.Долгополов назначен командиром взвода 11-го отдельного штрафного батальона. Закончил войну в Кёнигсберге в звании майора на должности заместитель командира 16-го отдельного штрафного батальона 3-го Белорусского фронта.  На фронте И.Г.Долгополов получил два тяжелых ранения.

После войны И.Г.Долгополов проходил службу на должностях командира батальона, командира полка, командира 254-й мотострелковой дивизии, командира 1-го армейского корпуса Среднеазиатского военного округа, командира 32-й общевойсковой армии. Уволен с военной службы в звании генерал-лейтенанта.

Награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды (трижды), Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Кёнигсберга», «За Победу над Германией» и многими другими медалями.

Илья Нестеров в своей книге «Память поколений» (Москва, «Парвик», 2020) записал воспоминания многих фронтовиков и среди них яркие мемуары участника Великой Отечественной войны – Ивана Герасимовича Долгополова, прослужившего в штрафном батальоне два с лишним года (1943-1945).

Офицеры 11-го отдельного штрафного батальона. Капитан И.Г. Долгополов первый слева во втором ряду, 1944 год.

Из воспоминаний Ивана Герасимовича: 

 «Теперь несколько о штрафном батальоне. Дело в том, что фильм «Штрафбат» – это далеко не справедливый фильм. Вы помните, как он начинается? Какая-то тюряга – или Стромынка, или Таганка, – там настоящие бандиты сидят, приходит КГБист, строит их всех и говорит, что кто пойдёт в штрафной батальон, с того всё снимут, им сначала оружие дали – они не знают, что с ним делать. Их в атаку ведёт такой же рецидивист, и это называется штрафной батальон. Что такое штрафной батальон? Штрафной батальон – это воинская часть фронтового подчинения. Из чего он состоял? 

Постоянный состав: это командир взвода, командир роты, командир батальона и так далее, и обслуживающий состав – комендантская рота и тыловые части – это постоянный состав. И переменный состав – это штрафники. Кто такой штрафник? Штрафник – это офицер от младшего лейтенанта до полковника включительно, независимо от занимаемой должности. Как направляли в штрафной батальон? Двумя путями. Первый: если человек, офицер совершил преступление, он осуждён судом военного трибунала – он получал срок соответственный, и в приговоре указывалось, что отбытие наказания заменить пребыванием в штрафном батальоне, то есть, в штрафной батальон направлял ни КГБ, а трибунал по приговору. И второй путь: было дано право командирам – от командира дивизии и выше направлять офицеров в штрафной батальон, которые провинились по службе, допустили ошибки. И те, и другие при прибытии в штрафной батальон лишались на время прибытия в штрафном батальоне офицерского звания, награды не имели право носить. Как освобождались?

Первое – это ранение, любое, даже касательное, считалось, что офицер искупил свою вину кровью. Второе – если командир ходатайствует, что он отличился в бою, тогда его досрочно освобождают. И третий вариант – когда полностью отбыл срок. Какой срок? Не меньше одного месяца, не больше трёх месяцев. Кто такие командный состав батальона? Командир батальона – полковник с дисциплинарными правами командира дивизии, заместители командира батальона – подполковники. Этот командир имел право выбирать кадры командные из войск на одну ступень ниже, то есть, командира роты мог брать на командира взвода.

В приказе Верховного главнокомандующего было указано: «Штрафные батальоны комплектовать офицерскими кадрами, имеющими боевой опыт», то есть, если офицер не имел боевого опыта, его нельзя было бать в штрафной батальон. Теперь в этом «Штрафбате» показывается, как дерётся батальон и говорят: «А им деваться некуда, потому что впереди немцы, а сзади – заградотряд». Это ложь, это неправильно. Я не утверждаю, что не было заградотрядов, возможно, во время Сталинградской битвы они были, но на Западном фронте было два штрафных батальона – 11-й и 10-й, мы не видели, чтобы за нами кто-то стоял. Почему же они так дрались?

О том, что штрафные батальоны дрались героически, говорят все. Вот режиссёр этого фильма утверждает, что им деваться некуда было – если не эти убьют, так те, поэтому и дрались – неправильно. Они дрались потому, что это профессионалы, это ж не те солдаты, которых призвали неделю назад с гражданки, дали им ружьё и послали – это профессионалы. Это же военный, он не только знает, как оружием пользоваться, но ведь когда командир взвода ранен или убит, то среди них есть такой же, он становится командиром взвода, то есть, никогда не терялось управление, потому что командир всегда найдётся, что нельзя сделать в войсках. Первое: профессионализм, второе: стремление человека быстрее искупить вину – вот чем объясняется упорство, с каким дрались штрафные батальоны. А почему они несли потери больше, чем регулярные войска? К сожалению, у них не было своей артиллерии – артиллерию обеспечивал сосед. Ну, как говорят: «Сосед добрый, хороший, но он сначала для себя, а потом уж для тебя», поэтому штрафники очень часто атаковали неподавленные огневые точки, если бы у них была артиллерия, точки были бы подавлены, а так они были не подавлены. Отсюда потери штрафных батальонов, по сравнению с теми же боями, были больше. Все, кто ранен, кто отличился, кто закончил по сроку – все они восстанавливались в прежнем воинском звании, имели право надеть награды, направлялись в управление кадров и ставились на командные должности.

Я в штрафном батальоне, когда прибыл, был командиром взвода, зам. командира роты, командиром роты и зам. командира батальона. Мы прошли всю Смоленщину, и могу привести пример, как мы дрались – как мы освобождали старинный город русский – Рославль. Там шли ожесточённые бои, и штрафной батальон в полном составе он был единственный раз – когда сформировался, а когда начались бои, раненные уходили. И вот когда мы подошли к Рославлю, то сформировали одну роту по количеству, у нас вообще – то батальон, батальон задачу получал, но это была рота и командовал этой ротой я. Мы подошли рано утром к Рославлю, перед нами был противотанковый ров – когда мы оборонялись, он был от противника, а теперь наоборот. А за ним – река, и вот чтобы атаковать Рославль, надо форсировать реку, туда же утром подошли передовые отряды дивизии, которые были нацелены на Рославль, мы сосредоточились в этом противотанковом рву. Что значит штрафники – умные люди – я послал посмотреть, где можно подойти, а были Большие Кириллы и Малые Кириллы, я подошёл к реке. Там, где Малые Кириллы – ошибка немцев –мостик пешеходный, две доски немцы не взорвали – не посчитали нужным. Я посылал разведку, они: «Товарищ капитан, там мостик такой!», и мы по одному там, около мостика, сосредоточились. Такой мостик – один человек может бежать. Когда сосредоточились, то по мостику побежали, и мы первыми ворвались в Рославль. Немцы очухались, что мы в городе и по нам был открыт массированнейший огонь из всего, что у них было по этому участку, где мы ворвались в город. Этим воспользовались передовые отряды – на них не такое было давление, и тоже форсировали реку. В этом бою я был второй раз ранен в голову. Хирург сказала, когда вытащила, что всего на один сантиметр от смерти, и я снова попал в госпиталь. Я дважды тяжело ранен. Потом я был назначен зам. командира батальона, в конце я получил звание майора, хотя должность была подполковничья.»

Гвардии майор Долгополов И.Г., 1949 г. 

Категория: Статьи 2020 г. | Добавил: sgonchar (10.11.2020)
Просмотров: 1187
Всего комментариев: 0
avatar
close