01:17
Так бросьте же в море три алые розы..

Но годы уходят, уходят матросы,
А юность из прошлого громко звонит...
Так бросьте же в море три алые розы
И столько же красных гвоздик`

соловецкий юнга Виталий Леонов

 

25 мая 2022 г. исполнилось 80 лет Соловецкой школе юнг ВМФ. История школы юнгов (примечательно, что слово «юнгов» в названии школы тогда писалось в дореволюционной орфографии) – одна из очень ярких и значимых страниц истории Великой Отечественной войны

25 мая 1942 г. народный комиссар Военно-Морского Флота адмирал Н.Г. Кузнецов подписал приказ о создании школы юнгов на Соловецких островах на Белом море, при учебном отряде Северного флота. Как говорилось в официальном приказе:

 «В целях создания кадров будущих специалистов флота высокой квалификации, требующих длительного обучения…».

«Школу укомплектовать юношами комсомольцами и не комсомольцами в возрасте 15-16 лет, имеющими образование в объеме 6-7 классов, исключительно добровольцами через комсомольские организации в районах по согласованию с ЦК ВЛКСМ».

За три года Великой Отечественной войны с 1942-го по 1945-й в Соловецкой школе юнг подготовили 4111 квалифицированных специалистов для кораблей и береговых частей Военно-Морского Флота. В их числе 946 радистов, 635 рулевых, 607 боцманов, 841 моторист, 673 электрика, 410 артиллеристских и штурманских электриков.

Из 4111 соловецких юнг, которые сражались на Северном, Балтийском, Черноморском и Тихоокеанском флотах, на кораблях Амурской, Дунайской, Каспийской, Днепровской и Волжской флотилий, погиб каждый четвертый. В годы войны более 150 юнг награждены медалями Нахимова и Ушакова, еще 45 стали кавалерами орденов Красной Звезды, Красного Знамени и Отечественной войны.

Герой Советского Союза Владимир Моисеенко

В годы войны единственный юнга – выпускник первого набора, электрик базового тральщика «Проводник» Тихоокеанского флота Владимир Моисеенко стал Героем Советского Союза. Он получил это звание за участие в высадке десанта в корейском порту Сейсин, когда в течение 13-16 августа 1945 г. сумел подорвать гранатами шесть дзотов и два блиндажа, а во время одной из атак первым ворвался во вражеский окоп и подавил пулеметную точку.

Несмотря на короткий срок своего существования, Соловецкая школа юнг просуществовала всего три военных года, но тем не менее оставила заметный след и в послевоенной истории СССР. Три выпускника школы юнг в мирное время заслужили звания Героев Советского Союза (адмирал Вадим Коробов, контр-адмирал Юрий Падорин и капитан 2 ранга Николай Усенко), четверо бывших юнг стали Героями Социалистического труда, многие прославились на всю страну:

киноактёр Виталий Леонов

писатель Валентин Пикуль (автор повести "Мальчики с бантиками" и многих исторических романов)

В настоящее время соловецкие юнги остаются в строю и несут свою вахту, продолжая заниматься военно-патриотической работой.

Виктор Николаевич Харчев, родился 17.05.1928 г. в Москве, на Красной Пресне, в рабочей семье. Великая Отечественная война оборвала занятия Виктора в школе и многое перевернула в его жизни. Виктор Николаевич вспоминает:

«Началась война. Отец был на фронте, старший брат на фронте. Мы остались с мамой вдвоем. В декабре 1941 года я поступил в ремесленное училище, но проучился там недолго и перешел на авиационный завод. Все мои мысли и чувства были с теми, кто с оружием в руках бился с врагом. Мы по-детски завидовали тем мальчишкам, которые были «сынами полков» или сражались в партизанских отрядах». В 1942-м я узнаю, что есть такая школа Соловецких юнг. Мы с ребятами пошли подавать заявления. Выстояли огромную очередь. Но за несколько десятков человек до меня закрыли дверь, сказали: все, ребята, прием заявлений окончен. Дело в том, что на москвичей дали около пятисот путевок, а заявлений собрали три с половиной тысячи. Но мне сказали: не огорчайся, приходи в будущем году. Я с нетерпением ждал будущего года, и мы из нашего микрорайончика – нас было девять ребят – пошли подавать заявления в военкомат, как только узнали, что объявлен набор. Это было в апреле 1943 года. Из девяти человек прошли трое. Отбор был очень жесткий. В Москве было четыре медицинских комиссии, две мандатных комиссии! 26 августа 1943 г. вместе с другими московскими мальчишками был отправлен в Архангельск, а потом – на Соловки, в школу юнг.

Я не испытывал особых трудностей в обучении. Всё своё внимание я сосредоточил на изучении предметов по специальности рулевого. В моей памяти навсегда остались преподаватели и командование школы юнг, особенно комиссар Сергей Сергеевич Шахов, а также юнги третьей смены (1) рулевых, с которыми я делил все трудности жизни и учебы на Соловках в Савватьево (2)».

В сентябре 1944 года, окончив Соловецкую школу юнг, с отличием, юнга В. Харчев воспользовался своим правом отличника и выбрал для дальнейшей службы Северный флот. Его распределили рулевым на лидер эскадренных миноносцев «Баку».

«Моё первое боевое крещение произошло в ночь с 25 на 26 октября 1944 года, когда отряд боевых кораблей получил приказ об уничтожении опорного пункта врага в норвежском портовом городе Варде. Несмотря на жестокий шторм, качку, плохую видимость корабли скрытно подошли к берегу Норвегии и нанесли мощный удар по базе противника, которая была уничтожена. Наши корабли потерь не имели. Я по боевому расписанию был приписан к 37-миллиметровому зенитному автомату и, как весь экипаж, исполнил свой воинский долг», вспоминает Виктор Николаевич.

За операцию по освобождению Петсамо весь личный состав корабля был удостоен благодарности Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина. В дальнейшем во флотской службе Виктора Николаевича Харчева было много боевых походов, в том числе и по сопровождению караванов союзников (около 10 конвоев). Сопровождение морских конвоев в советской зоне ответственности, как правило, оборачивалось схватками с подводными лодками врага. Указом Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 г. лидер эсминцев «Баку» был награждён орденом Красного Знамени. Так были отмечены боевые заслуги экипажа.

«В этом есть и моя, хотя и очень маленькая, заслуга. В апреле 1945 года комсомольская организация корабля отправила письмо моей матери с благодарностью за то, что она воспитала такого сына. Это письмо – драгоценная память о тех суровых боевых делах», рассказывает Виктор Николаевич.

На Северном флоте старшина 2-й статьи Виктор Николаевич Харчев прослужил семь лет и в марте 1950 года был демобилизован. Потом в жизни соловецкого юнги были школа рабочей молодёжи, работа на предприятии правительственной связи (ФАПСИ), участие в создании музея Соловецкой школы юнг в московской школе №349 (ныне гимназия №1748).

Александр Васильевич Лочагин, родился 25.12.1928 г. в Москве. С началом войны устроился на завод «Красный пролетарий» в Москве. Работал в цехе по производству тары, где изготовляли ящики для мин. Затем перешел в ремонтный цех учеником токаря. В августе 1944 г., приписав себе два класса образования (с 5-го по 7-й класс), в райкоме Комсомола, ему дали путевку в Школу юнг Военно-Морского флота СССР, как сыну фронтовика и двух братьев-фронтовиков. Группу ребят собрали в Московском флотском экипаже и отправили в г. Архангельск. До отправки на Соловецкие острова работали 2 месяца на пилораме, где грузили строевой лес на английские и американские суда. Затем, совершив переход по Белому морю на транспорте «Рошаль», прибыли на Соловецкие острова. По прибытию в Школу юнг был зачислен в 4-ю роту по специальности моторист-дизелист. Рота размещалась в Соловецком кремле.

Александр Васильевич вспоминает: «Что было сложным в школе юнг? Да, пожалуй, ничего. Немножко голодно было. До сих пор помню приёмы, которым учили. У нас не было никакой дедовщины, разве что подшучивали друг над другом. Или над нянькой, командиром смены. Когда он нас немножко прижимал, мы ему – яйца утиные в сапоги».

Закончил школу юнг в августе 1945 г. и был распределен на Амурскую военную флотилию, которая обеспечивала боевые действия против Японии. Служил на гвардейском мониторе (3) «Сун-Ят-Сен» мотористом. Далее продолжал службу на кораблях Тихоокеанского флота, где стал инструктором водолазного дела. В апреле 1951 года, отслужив 7 лет, демобилизовался и уехал домой в Москву. После службы закончил 10 классов и поступил в индустриальный техникум. Трудился в НИИ электронной промышленности, разрабатывал вооружение для войск ПВО.

Николай Васильевич Морозов, родился 15.05.1928 г. в Зарайском районе Московской обл. После окончания пятого класса, когда началась война, Николай Морозов поступил в ремесленное училище по специальности слесарь. В ходе битвы за Москву он вместе с другими ребятами из училища изготовлял 76-мм артиллерийские снаряды и 82-мм мины.

Весной 1942 года Николай Морозов бежал на фронт с двумя друзьями, но добраться до передовой не получилось, милиционеры вернули его к родителям. Когда Николаю исполнилось 16 лет в июне 1944 года он успешно прошел отбор в военкомате в школу юнг Северного флота и был отправлен на Соловецких островах. На выбор Николая стать моряком повлиял его двоюродный брат Николай Михайлович Морозов, который стал офицером-подводником накануне войны. Николай Морозов закончил школу юнг (3-й выпуск) по первому разряду в августе 1945 года, по специальности – боцман флота; по 22 дисциплинам получил оценки «отлично»: военно-морское дело, кораблевождение, такелаж и т.д.

После школы юнг Николая Морозова распределили боцманом на Черноморский флот в дивизион торпедных катеров, который базировался в Балаклаве. Командиром его катера был известный офицер-катерник Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант Лях Борис Митрофанович, который отличился на Северном флоте в должности командира катера малый охотник «МО-429».

В 1947-1949 гг. Н.В. Морозов проходил службу на Балтийском флоте. На сырой и холодной Балтике он дважды переболел крупозным воспалением легких и в сентябре 1949 года его демобилизовали по состоянию здоровья. Старшина 2-й статьи Н.В. Морозов вернулся в Москву и пошел работать, учился в школе рабочей молодежи. Затем поступил в техникум и одновременно работал на производстве. Длительное время Николай Васильевич трудился в НИИ-1 Министерства авиационной промышленности, в лаборатории, которая занималась оснасткой зенитных ракет.

В 1980-е годы его лабораторию переводили несколько раз из одного ведомства в другое, пока Николай Васильевич не оказался в штате газотранспортного предприятия «МОСГАЗ», где занимался обслуживанием газоанализаторов и других приборов газовой отрасли вплоть до выхода на пенсию в марте 1991 года.

Николай Васильевич не терял связи с родным предприятием. В 2016 году директор «МОСГАЗа» пригласил его, как опытного специалиста и ветерана войны, в техническую бригаду по обслуживанию горелки Вечного огня у Могилы Неизвестного солдата. Несколько раз в год Николай Васильевич одевает свою флотскую форму и отправляется обслуживать оборудование и зажигать огонь Кремлевской стены. Ни ветер, ни дождь, ни даже ураган не могут затушить пламя, которое зажигает соловецкий юнга Николай Васильевич Морозов.

СПРАВОЧНО:

1. Смена – подразделение в Соловецкой школе юнг численностью 25 человек. В роте было 6-7 смен общей численностью около 150-175 человек. В каждом наборе было до 10 рот, общей численностью около 1500 юнг. Воспитанники школы юнг размещались в кельях Соловецкого кремля и в землянках в районе Савватиевского скита.

2.Савватьево – (Савватиевский скит) расположен на севере Большого Соловецкого острова, на берегу Савватиевского озера (оз. Долгое), в 13 км от Соловецкого монастыря. Савватиевский скит – это колыбель соловецкого монашества. Здесь было положено начало традициям соловецкого монашества.

3.Монитор (от англ. monitor «наблюдатель») – класс низкобортных броненосных кораблей с мощным артиллерийским вооружением (152 мм), преимущественно прибрежного или речного действия, для подавления береговых батарей и разрушения береговых объектов противника. Характерными особенностями башенных мониторов являлись: малая осадка, очень низкий надводный борт (всего 60-90 сантиметров), размещение немногочисленных тяжёлых орудий во вращающихся башнях с почти круговым обстрелом, мощное бронирование всей надводной части (бортов, палубы, башен). Водоизмещение – до 1 тыс. тонн, длина – 70 м, ширина – 13 м, осадка – 1,5 м. Экипаж – 115 человек. Мониторы поступили на вооружение Императорского флота России на рубеже XIX-XX вв. и находились в строю ВМФ СССР до 1960-х годов.

«Сун-Ят-Сен» – гвардейский монитор русского и советского флота типа «Шквал»; головной из восьми мониторов этого типа, служивших в составе Амурской военной флотилии.

Сун Ят Сен (1866-1925) – китайский революционер, основатель партии Гоминьдан. Один из основателей и первый Президент Китайской Республики, один из наиболее почитаемых в Китае политических деятелей. В 1940 году Сунь Ят Сен посмертно получил титул «отца нации».

Александр Гончаров

 

Просмотров: 593 | Добавил: sgonchar
Всего комментариев: 0
avatar
close