Солдатов Валентин Александрович

     

Родился 22 апреля 1929 г. в Москве.

Отец, Солдатов Александр Васильевич, участник Первой мировой войны, работал советским торгпредом в Риге, потом заместителем Председателя Комитета кинематографии при СНК СССР (умер в 1943 г.); мать, Солдатова Нина Сергеевна, домохозяйка (умерла в 1957г.). Семья проживала по адресу: улица Арбат, д.54/2, кв.17.

Валентин Александрович вспоминает:

         «С восьми лет пошел учиться в школу №71 Киевского района г. Москвы. До начала Великой Отечественной войны окончил 5 классов. После начала войны в 1941г. перешел в школу №59 на вечернее отделение. С июля 1941г. – дружинник по борьбе с «зажигательными бомбами» по дому. В 1942г. пошел работать в 4-й район Московской городской радиотрансляционной сети монтером 3-го разряда. В ноябре 1942г. перешел работать учеником киномеханика Центральной студии документальных фильмов. В начале 1943 года увидел документальный фильм о Соловецких юнгах и решил поступить в школу юнг. В течение 4-х месяцев настойчиво добивался поставленной цели, даже дошел до приемной М.И. Калинина, председателя Президиума Верховного Совета СССР. По окончании 6-го класса 19 июня уволился с работы в связи с поступлением 26 июня 1943г. в Школу юнг ВМФ СССР.

         По прибытии новобранцев на Соловецкие острова был направлен в поселок Сосновка для выгрузки бревен из воды на берег. С началом учебного года был зачислен в 4-ю роту боцманов торпедных катеров. В конце сентября 1944г., после окончания 10-ти месячной учебы, был направлен в бригаду торпедных катеров Северного флота и 21 октября назначен боцманом торпедного катера с бортовым номером 208.

         Последняя крупная боевая операция торпедных катеров была осуществлена 25 октября 1944г. С катеров был высажен десант по овладению городом-крепостью Киркинес. К 1 ноября 1944г. Печенгская область была полностью очищена от немецких захватчиков. В тот же вечер Москва салютовала воинам Карельского фронта и морякам Северного флота. 5 ноября 1944г. морякам-североморцам В.Н.Алексееву, П.М. Желвакову, А.И. Кисову, Г.Д. Курбатову, В.М. Лозовскому, С.Г. Коршуновичу и Б.Т. Павлову было присвоено звание Герой Советского Союза, а А.О.Шабалин был награжден второй звездой Героя Советского Союза (первую он получил в 1944г. вместе с Г.М. Тамарчуком и В.А. Быковым).

На мою долю в военное время досталось сопровождение союзных конвоев, что было, надо сказать прямо, не легким делом. За годы войны катерниками Северного флота было потоплено 62 и повреждено 14 боевых кораблей и транспортных судов врага, выставлено 12 минных банок, сбито 10 самолетов, высажено на вражеский берег более двух тысяч десантников. Наши потери составили 5 торпедных катеров.

        Основными боевыми операциями с момента моего прихода на катер были сопровождения союзных конвоев. Не могу точно назвать число боевых выходов на эскортирование караванов, но они в тот период были почти беспрерывными. Бывало, вернемся из моря после полутора-двухсуточного похода, а утром уже выходим на новое сопровождение, едва успев сделать техосмотр двигателя, заменить масло, получить глубинные бомбы, боезапас и заправиться топливом. Я был участником и тех конвоев, когда фашисты торпедировали наш эсминец «Разъяренный» (ему оторвало корму), два союзных транспорта (мы снимали с них экипажи) и транспорт «Онега» (он тонул вверх килем, а винт продолжал все вращаться в воздухе).

          В феврале 1945г. был торпедирован британский корвет «Ларк» (HMS Lark). Наш катер проходил мимо на расстоянии одного кабельтового (185 метров) от него. Я залюбовался его высокими бортами, строгими надстройками. Он шел малым ходом, как и весь караван, направлявшийся от нас в Англию. Вдали по корме катера еще видны были очертания острова Кильдин, слева – полуострова Рыбачий. В том момент, когда я глядел вдаль, вдруг раздался сильный взрыв. Высокий столб воды поднялся там, где у корвета была корма, и вместе с этим столбом взметнулись кверху какие-то бесформенные черные куски. Когда водяной столб осел, вместо красавца–корвета на воде стоял какой-то жалкий обрубок. Наш катер прошел мимо плавающего матраса, на котором была ослепительно белая простыня. Тут и там плавали люди. Члены экипажа были подняты из воды на корабли. Корвет остался на плаву, с него были сняты все оставшиеся в живых моряки.

Каково было мое удивление, когда в 1946 году бывший корвет «Ларк» после ремонта появился у нас на базе в виде ПКЗ-27 (плавучая казарма) с заваренной кормой. Плавказарма использовалась для отопления мастерских по переборке катерных моторов ТКА и для размещения личного состава дивизиона катеров-шнельботов немецкой фирмы «Люрсен», полученных по репарации от Германии.

          За годы войны на Северном флоте, начиная с сентября 1941г., когда было всего 5 торпедных катеров типа Д-3, к 1945г. число катеров выросло до 40-50 единиц.

          1 марта 1944г. была создана бригада торпедных катеров со своей базой в губе Долгая. Соединение получило почетное наименование Печенгская Краснознаменная ордена адмирала Ушакова бригада торпедных катеров Северного флота (награждено орденом адмирала Ф.Ф. Ушакова I степени 3.11.1944).

          На Северный флот с конца 1943г.  поступили по ленд-лизу торпедные катера типа «Воспер» (Vosper, Англия), «Хиггинс» (Higgins, США), а в конце 1944г. – типа «Элько» (Elco, США). В марте 1945г. 26 торпедных катеров с экипажами были переданы на Балтийский флот.

Служил в Печенгской бригаде на разных типах катеров. Начал службу юнгой, закончил мичманом. В 1951г. был назначен на ленинградский кораблестроительный завод помощником командира катера на строящиеся торпедные катера (183-й проект). Участвовал в заводских испытаниях, внес несколько рационализаторских предложений. Доводили катера до кондиции, порядка 7-8 месяцев, уже на Баренцевом море под красным заводским флагом. После ввода в боевой состав флота 6-ти торпедных катеров (отельный дивизион) в октябре 1952г. был уволен с военной службы.

После демобилизации вернулся в Москву, устроился на работу во Всесоюзный НИИ радиотехники (ВНИИРТ) рабочим по распиловке кварцевых пластин, затем регулировщиком-настройщиком кварцев. Женился. Работал и учился. Сначала окончил Московский радиотехнический техникум, затем – трехгодичные курсы в МЭИ (Московский энергетический институт), открытых для участников войны. За время работы в НИИ прошел путь от рабочего до ведущего инженера. Участвовал в разработке и вводе в эксплуатацию нескольких станций РЛС ПВО страны. В мае 1989г. вышел на пенсию».

В сложное для страны время горбачевской перестройки Валентин Александрович вновь вышел на работу. 1989-1990гг. – старший администратор гостиничного комплекса «Измайлово». 1990-1997гг. – администратор российско-немецкого предприятия «Дельфин». 1997-2011гг. – управляющий делами строительной фирмы «СПОКР».

С 1975 года активно участвует в ветеранской организации Соловецких юнг, регулярно встречается с молодежью, передает подрастающему поколению боевые традиции Военно-Морского Флота, ведет патриотическую работу. С 1996 года по настоящее время является заместителем Председателя Московского совета ветеранов Соловецкой школы юнг – участников Великой Отечественной войны.

Награжден: орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени, медалями: Ушакова, «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией», «300 лет Российскому Флоту», Орденом «Серебряная Звезда Общественное Признание» и 25 юбилейными медалями.

close